РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область
ЗАКОН
О природных ресурсах Тамбовской области
(с изменениями на 19 марта 2002 года)
Принят Тамбовской областной Думой 27 декабря 1995 года
____________________________________________________________________
Утратил силу с 12 ноября 2002 года - Закон Тамбовской области от 11 октября 2002 года N 58-З.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З;
Законом Тамбовской области от 27 февраля 2002 года N 10-З.
____________________________________________________________________
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие при пользовании природными ресурсами, находящимися на территории области, в целях создания наиболее благоприятных условий для рационального их использования, охраны, воспроизводства и приумножения, оздоровления и улучшения природной среды в целом.
Природные ресурсы рассматриваются в настоящем Законе в широком смысле, как все природные блага, расположенные в границах территории области, предназначенные для удовлетворения экологических, экономических, культурных и оздоровительных потребностей общества.
Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:
Недра - является частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З).
Лес - совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Поверхностный водный объект - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющая границы, объемы и черты водного режима, состоящая из водной части, дна и берега.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию области, и находящихся в состоянии естественной свободы.
Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти, полностью или частично, из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые геологические объекты - объекты, имеющие научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости) (абзац дополнительно введен в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З).
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 1. Задачи Закона
Задачами настоящего Закона являются:
регулирование отношений по использованию и охране природных ресурсов, расположенных на территории области;
создание необходимых условий для реализации норм федерального законодательства о рациональном использовании и охране природных ресурсов (абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З).
СТАТЬЯ 2. Объекты правового регулирования
Объектами правового регулирования в настоящем Законе являются отношения в сфере использования и охраны природных ресурсов области, к которым относятся: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты и особо охраняемые территории, находящиеся в пределах границ области.
СТАТЬЯ 3. Правовое регулирование использования и охраны
природных ресурсов области
Законодательство области в сфере использования и охраны природных ресурсов основывается на Конституции Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, Устава области, других законов и иных нормативных актов органов государственной власти области, принимаемых в соответствии с федеральными законами.
В случае, если обнаружится противоречие между федеральными и областными правовыми нормами, применяются федеральные правовые нормы.
Исключение составляют нормативные правовые акты области, принятые в пределах ее исключительной компетенции, применяемые независимо от их соответствия федеральным правовым нормам.
В случае, если по мнению представительного или исполнительного органов государственной власти области федеральные правовые нормы нарушают компетенцию области, соответствующий орган государственной власти области ставит в установленном порядке перед компетентным органом федеральной государственной власти вопрос об отмене или изменении акта федерального органа государственной власти, нарушающего компетенцию области.
Органы местного самоуправления области осуществляют нормативное правовое регулирование в сфере использования и охраны природных ресурсов на своих территориях в соответствии с полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных федеральных правовых актах, Уставе области, настоящем Законе и других законах области, Уставах соответствующих муниципальных образований.
СТАТЬЯ 4. Собственность на природные ресурсы области
Природные ресурсы области являются государственной (федеральной или областной) собственностью. Исключение составляют земельные участки и водные объекты, которые могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной форме собственности, а также особо охраняемые природные территории, которые могут являться государственной или муниципальной собственностью.
Разграничение собственности на природные ресурсы на государственную (федеральную и областную) и муниципальную осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами на территории области относятся к совместному ведению Российской Федерации и области.
Объекты, изъятые из природной среды (древесина, полезные ископаемые, дикие животные и т.п.), в порядке, установленном действующим законодательством, могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
СТАТЬЯ 5. Областной фонд природных ресурсов
Природные ресурсы, не отнесенные к федеральной собственности, составляют областной фонд природных ресурсов.
Собственностью области являются особо охраняемые территории регионального значения - заказники, ботанические сады, дендрологические парки, памятники природы, особо охраняемые геологические объекты, лечебно-оздоровительные местности и курорты, если они не отнесены к ведению Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З).
СТАТЬЯ 6. Полномочия областной Думы в сфере использования
и охраны природных ресурсов области
Областная Дума в сфере использования и охраны природных ресурсов:
1) определяет основные направления в сфере рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом (подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З);
2) устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность, владение и аренду для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) принимает законы, определяющие порядок предоставления, использования и охраны природных ресурсов области;
4) определяет условия и порядок взимания платы за пользование природными ресурсами в случаях, предусмотренных федеральными законами и статьями 36-42 настоящего Закона;
5) устанавливает льготы по взиманию платы за пользование природными ресурсами в пределах средств, поступающих в областной бюджет;
6) участвует в разработке и реализации федеральных программ по охране и воспроизводству природных ресурсов, утверждает программы области в указанной сфере;
7) учреждает Красную книгу области;
8) объявляет природные комплексы и объекты памятниками природы, утверждает перечень особо охраняемых геологических объектов на территории области (подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З);
9) утверждает перечень особо ценных для области продуктивных земель;
10) устанавливает порядок пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых и участками недр областного значения (подпункт дополнительно, введен в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З).
СТАТЬЯ 7. Полномочия Администрации области в сфере
использования и охраны природных ресурсов области
Администрация области в сфере использования и охраны природных ресурсов:
1) изымает, в том числе и путем выкупа у собственника, земельные участки для нужд области (часть в редакции, введенной в действие с 19 марта 2002 года на основании Закона Тамбовской области от 27 февраля 2002 года N 10-З);
2) принимает решения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения с установлением границ и режима округов санитарной охраны;
3) определяет формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах своей компетенции;
4) принимает решения об образовании заказников, ботанических садов, дендрологических парков, памятников природы областного значения особо охраняемых геологических объектов (подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З);
5) организует учет использования природных ресурсов и осуществляет государственный контроль за их рациональным использованием и охраной;
6) принимает решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, негативно воздействующих на состояние окружающей природной среды;
7) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ в сфере охраны окружающей природной среды и программ развития и использования минерально-сырьевой базы (подпункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З);
8) заключает договоры на комплексное природопользование с предприятиями и учреждениями;
9) определяет формы и устанавливает размеры платы за пользование конкретными участками недр, участвует в соглашениях о разделе продукции по объектам областного значения (подпункт дополнительно введен в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З);
10) осуществляет иные полномочия в сфере государственного регулирования отношений природопользования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области (подпункт дополнительно введен в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З).
СТАТЬЯ 8. Полномочия местных органов самоуправления в сфере
использования и охраны природных ресурсов области
Местные органы самоуправления в сфере использования и охраны природных ресурсов:
1) предоставляют в собственность, пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду, а также изымают земельные участки, находящиеся в их ведении;
2) определяют в пределах своей компетенции размеры земельных участков, предоставляемых в собственность и пожизненное наследуемое владение для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
3) определяют размеры земельного налога и арендной платы в соответствии со своей компетенцией;
4) представляют в Администрацию области предложения о признании территорий лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
5) принимают решения о передаче в аренду участков лесного фонда;
6) организуют учет использования природных ресурсов и осуществляют контроль за их рациональным использованием и охраной;
7) организуют выполнение мероприятий в области охраны окружающей природной среды;
8) принимают решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
9) разрешают споры в сфере использования природных ресурсов в пределах своей компетенции;
10) предоставляют в соответствии с установленным порядком разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
11) заключают договоры на комплексное природопользование с предприятиями и учреждениями.
СТАТЬЯ 9. Полномочия специально уполномоченных государственных
органов области в сфере использования и охраны
природных ресурсов области*
________________
* Статья в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2000 года на основании Закона Тамбовской области от 9 февраля 2000 года N 99-З.