(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
В настоящее время в городском округе Самара остро стоит проблема снижения энергетических издержек, повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Общая проблема энергетических издержек связана с высокими энергетическими потерями на всех стадиях энергоснабжения: генерации, транспортировки и потребления объектами городского округа Самара.
Услуги по энергообеспечению населения - снабжение электроэнергией, теплом, газом, холодной и горячей водой - составляют основную долю затрат в сфере коммунальных услуг. В городском округе Самара доля энергетических услуг составляет более 60 % от общей платы за услуги.
При этом коммунальная инфраструктура городского округа Самара характеризуется высоким технологическим износом. Более того, износ тепловых сетей и теплоэнергетического оборудования у большинства объектов приближается к критическому.
Срок службы котлов во многих отопительных котельных города составляет 25-50 лет. Степень износа работающих котлов находится в пределах от 50 до 80 %, коэффициент полезного действия их в среднем составляет 60-75 %. Многие котлы технически и морально устарели, не имеют средств автоматического регулирования. Такие котлы ежегодно приводятся в работоспособное состояние в ущерб производительности и безопасности.
Низкий коэффициент полезного действия котлов, неудовлетворительное использование установленной мощности, высокие эксплуатационные расходы приводят к значительному перерасходу финансовых средств муниципального бюджета.
В нелучшем состоянии находятся тепловые сети городского округа Самара, изношенность которых составляет 60 - 80 %. Тепловизионная съемка городских сетей в инфракрасном диапазоне нашла этому подтверждение. Значительная часть тепловых сетей города имеет сверхнормативные тепловые потери. Зафиксировано большое количество порывов, подтопления паттерн теплотрасс, тепловых камер и вводов в дома.
В настоящее время наблюдается несанкционированный переход от качественного регулирования тепловой энергии, поставляемой к потребителю, к количественному, что вызвано невозможностью энергоснабжающих компаний осуществлять подачу теплоносителя согласно температурному графику ввиду линейных расширений, приводящих к порывам на изношенных тепловых сетях. Данная политика энергоснабжающих компаний отражается в виде осенних и весенних завышенных температур теплоносителя и заниженных в зимний период. Таким образом, потребитель получает открытые форточки весной и осенью и холод в квартирах в зимние месяцы.
В целях решения обозначенных проблем в рамках настоящей Программы планируется внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий на объектах муниципальной собственности и, как следствие, переход на более эффективное использование энергетических ресурсов городом.
На территории городского округа Самара в число потребителей энергетических ресурсов, оплачиваемых из муниципального бюджета, входит 529 бюджетных учреждения (объекта), в том числе подведомственных: (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
Абзац исключен - Постановление Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870
Департаменту образования Администрации городского округа Самара - 439 объектов;
Департаменту семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара - 18 объектов;
Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара - 5 объектов;
Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара - 59 объектов;
Департаменту транспорта Администрации городского округа Самара - 8 объектов.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности соответствует стратегическим целям и приоритетам социально-экономического развития городского округа Самара, прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области и относится к числу приоритетных направлений деятельности муниципалитета.
На федеральном уровне приняты законы, ведомственные нормативные правовые акты, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р), государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р), в которых в качестве ключевого метода решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности выбран программно-целевой подход.
Эти нормативные правовые акты регламентируют процессы разработки, в том числе и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, учитывая комплексность, межотраслевой характер, высокую социальную значимость и актуальность снижения энергетических издержек, повышения энергоэффективности и энергосбережения в городском округе Самара, данная проблема требует решения программно-целевым методом.