Наиболее быстрыми темпами число жителей города Самары росло в 60 - 70 годы прошлого столетия. В 1968 году Самара вошла в состав городов с числом жителей свыше одного миллиона. Для этого периода было характерно значительное превышение числа родившихся над числом умерших (в 1,5 - 2 раза).
В соответствии с общими тенденциями, наблюдаемыми в Самарской области, естественный прирост населения в областном центре в 1990 году сменился его естественной убылью, которая с 1993 года имеет стабильно высокие показатели. Естественная убыль населения городского округа Самара обусловлена одновременно и крайне низкой рождаемостью на протяжении всех 90-х годов XX века, и столь же высокой смертностью в этот период.
Это объясняется тем, что социально-экономические преобразования, произошедшие в стране в начале 90-х годов XX века, совпали с периодом уменьшения численности населения, обусловленного объективным сокращением доли женщин детородного возраста.
Демографические тенденции 90-х годов XX века сказались и на возрастной структуре населения городского округа Самара, соотношении численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возрастов. Доля детей и подростков в возрасте до 15 лет сократилась. В 2004 году доля населения в возрасте моложе трудоспособного составила только 14,6 %, в трудоспособном возрасте - 63,3 %, старше трудоспособного - 22,1 %.
Происходящие изменения в возрастной структуре населения влекут за собой изменения показателей демографической нагрузки. В 2004 году на 1000 лиц трудоспособного возраста пришлось 569 нетрудоспособных, таким образом, уровень демографической нагрузки в городском округе Самара ниже на 3,9 % по сравнению с аналогичным показателем по Самарской области.
На изменение численности населения и его территориальное размещение существенно влияют миграционные процессы. Несмотря на то, что Самарская область является миграционно привлекательным регионом, в городском округе Самара наблюдается миграционная убыль населения. За 2004 год число эмигрантов из городского округа Самара превысило число иммигрантов на 2,9 тыс. человек. Наибольшая часть миграционной убыли формируется за счет оттока населения из городского округа Самара в другие города и районы Самарской области.
В настоящее время для городского округа Самара важно обеспечить регулирование миграционных процессов, в первую очередь это касается внешних миграционных потоков. Особое значение имеет создание благоприятных условий для закрепления молодых специалистов, приехавших в поисках работы, а также молодежи, получающей образование в высших и среднеспециальных учебных заведениях городского округа Самара. В условиях суженного режима воспроизводства населения важно не допустить оттока людей за пределы городского округа Самара, особенно трудоспособного возраста.
Основными потребителями услуг организаций жилищно-коммунального комплекса является население городского округа Самара, которое определяет необходимость и объемы инвестиционной программы развития инженерной инфраструктуры.
Сотрудниками АМОУ ВПО САГМУ разработана авторская методика прогнозирования численности муниципальных образований, но для простоты расчетов и согласованности с различными программами социально-экономического развития Российской Федерации необходимо воспользоваться данными Федеральной Службы Государственной статистики о предположительной численности населения Российской Федерации до 2030 года.
Учитывая, что данные статистической информации приводятся в ретроспективной форме, а управленческие решения, связанные с регулированием тарифов, принимаются в расчете на будущее, то использовались эконометрические модели прогнозирования роста населения городского округа Самара, жилой площади, прогнозирования объемов фактического потребления услуг. Прогнозный рост объемов потребления коммунальных услуг строился на основании прогноза численности населения и норм потребления коммунальных услуг. Все параметры методики, которые не могут быть однозначно определены, задавались как внешние параметры. Экономически обоснованные расходы организаций жилищно-коммунального комплекса на реализацию мероприятий Программы рассчитаны на основания сметной стоимости строительства объектов по укрупненным расчетам согласно Приложению 1 к настоящей Программе.
Из всех полученных результатов следует, что инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство городского округа Самара на период до 2025 года целесообразны для поддержания существующей инфраструктуры, а главное, для ее дальнейшей модернизации в целях бесперебойного жизнеобеспечения населения с предоставлением услуг высокого качества.