Недействующий

Об утверждении Лесного плана Самарской области (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

2.4.3. Повышение точности учета ресурсов древесины, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства

 

Повышение точности учета ресурсов древесины. Объективные данные о количестве и качестве имеющихся ресурсов древесины в таксационном выделе (делянке, лесосеке), лесном квартале, лесном участке, участковом лесничестве и лесничестве необходимы при установлении возможных норм лесопользования. Эти же данные необходимы для определения стартовой цены древесины в выделе (делянке, лесосеке) при выставлении на аукционах, передаче лесных участков в аренду, составлении планов рубок в лесных участках, переданных в аренду, а также в лесосеках (выделах), назначаемых в рубку, при выписке лесорубочного билета (составлении декларации).

Основой данных о наличии лесных ресурсов являются материалы повыдельной таксации леса, выполняемой при лесоустройстве. Поэтому при заключении договоров на лесоустройство, а также в процессе его проведения должно быть уделено особое внимание на точность таксации, прежде всего в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях и в выделах с насаждениями других возрастных групп, в которых будут проводиться рубки ухода за лесом и санитарные рубки.

Применяемые методы таксации должны обеспечивать нормативную точность, предусмотренную лесоустроительной инструкцией по величине как среднеквадратической, так и систематической ошибок (приложения 2.4.3-1, 2.4.3-2). Из теории и практики лесной таксации известно, что основные ошибки при определении количественных и качественных характеристик в таксационных выделах зависят от ряда факторов: ошибки в определении контуров таксационных выделов, доли главной и сопутствующих пород и их высот и товарности, полноты яруса (насаждения), а также от применяемых для определения запаса стандартных таблиц.
Ошибки таксации, в свою очередь, зависят от методов таксации, качества применяемых материалов аэрокосмических съемок, степени подготовки и добросовестности таксатора. На эти вопросы при заключении договоров на проведение лесоустройства должно быть обращено особое внимание.
Основным методом таксации в условиях, сложившихся в Самарской области, во всех категориях защитных лесов и в эксплуатационных лесах должен применяться комбинированный метод таксации, основанный на сочетании  глазомерной таксации с элементами измерительно-перечислительной таксации и дешифрирования аэроснимков. При этом обязательным условием является использование актуализированных на естественный рост данных таксации предыдущего лесоустройства, в том числе данных прошлого лесоустройства по установлению границ таксационных выделов. При этом применяемые аэроснимки (фотографические или цифровые) должны быть обязательно спектрозональные с пространственным разрешением не ниже одного метра. При работе в лесу таксаторы должны использовать снимки (контактные или увеличенные) масштаба 1:10000 ± 20%. Фотографическое и фотограмметрическое качество их должно соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Дешифрирование аэроснимков следует выполнять с применением стереоскопов. Весь комплекс приборов, применяемых при таксации леса, должен соответствовать предъявленным требованиям и обеспечивать необходимую точность измерений.
Измерительная и перечислительная таксация при лесоустройстве должна проводиться в порядке, определенном лесоустроительной инструкцией.
В целях обеспечения требуемого качества работ в объекте лесоустройства все исполнители работ должны в обязательном порядке перед началом лесотаксационных работ проводить коллективные, а в процессе полевых работ ? индивидуальные тренировки. В коллективных тренировках должны обязательно участвовать представители лесничеств, ответственные за приемку лесоустроительных работ.
В процессе проведения полевых работ представители лесничеств, ответственные за приемку лесоустроительных работ, а также представители министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области должны обеспечивать постоянный контроль качества проведения лесоустроительных работ и точности таксации.
При разработке лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов в основу должны быть положены материалы лесоустройства. Но при этом нужно учитывать, что лесоустроительной инструкцией точность таксации предусматривается для совокупности всех таксационных выделов объекта лесоустройства. При оценке точности лесной таксации лесоустроительная инструкция допускает возможность значительного разброса возможных ошибок в таксационных выделах. При этом в 68% случаев ошибка не должна выходить за пределы величины среднеквадратической ошибки (норматива), определенной этой инструкцией. В остальных случаях величина ошибки может превышать нормативную величину до двух раз (в 5% случаев даже более чем в два раза). Поэтому при оценке точности таксации определения ресурсов древесины в лесничестве или крупном лесном участке важна, прежде всего, величина систематической ошибки. Желательно, чтобы она приближалась к нулю, но ни в коем случае не превышала нормативных 5%. Реальная величина систематической ошибки определения запасов в объектах лесоустройства нередко превышает нормативную величину и достигает 10% и более. Поэтому при тренировках и контроле за качеством работ на это должно быть обращено особое внимание.
Обстоятельство, при котором ошибки таксации запасов и качественной структуры древесины в таксационных выделах могут колебаться в значительных пределах, не допускает возможности применить данные лесоустройства о величине запаса и его качественной структуре в конкретном выделе, намечаемом в рубку, как для определения стартовой цены при выставлении его на аукцион, так и при включении в лесорубочный билет или декларацию, без повторной таксации. Таксация этих выделов должна выполняться измерительно-перечислительными способами в соответствии с Наставлением по отводу лесосек и обеспечивать точность определения запаса в выделе, назначаемом в рубку, с ошибкой, не превышающей ±10%. При этом по лесному участку, переданном в аренду, суммарная ошибка по всей совокупности выделов, назначаемых к рубке на конкретный год, не должна быть выше 5%. Что касается определения товарной структуры назначаемых в рубку насаждений, то здесь особое внимание должно быть обращено на правильность определения и оценку древесины наиболее ценных сортиментов и классов крупности.
Как при таксации в процессе лесоустройства, так и при таксации, товаризации и сортиментации лесосечного фонда, назначаемого в рубку, особое внимание должно быть уделено подбору всего комплекса лесотаксационных таблиц, в частности для таксации и качественной оценки выбираемой древесины при выборочных рубках, рубках ухода за лесом и санитарных рубках.
Лесоустройство осуществляется в целях освоения лесов,  организации на базе материалов лесоустройства эффективного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией.
Новая Лесоустроительная инструкция, разработанная в соответствии с Правилами проведения лесоустройства
, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 31 от            6 февраля 2008 года «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2008 года (№ 11648), устанавливает требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности и на землях особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 года  № 200-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278) лесоустройство включает в себя:

 проектирование лесничеств и лесопарков;

 проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

 проектирование лесных участков;

 закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов);

 таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

 проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают проведение лесоустройства в пределах их полномочий, определенных статьями 81?84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Планируемые объёмы лесоустроительных работ и затраты на их проведение изложены в приложении 2.4.3-3. Общие затраты по Самарской области за пять лет составят 68,8 млн. рублей, в том числе 40% затрат на лесоустройство за счет средств бюджета Самарской области.

Контроль за соблюдением лесного законодательства. При организации контроля и надзора за соблюдением лесного законодательства следует руководствоваться статьями 81?83, 96?101 Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 81-83 о полномочиях федеральных, региональных и местных органов государственной власти в области лесных отношений статья 96 о государственном лесном контроле и надзоре, статья 97 о государственном пожарном надзоре в лесах, статья 98 о муниципальном лесном контроле и надзоре за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов, статья 99 об административной, уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства, статья 100 о возмещении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, статья 101 о разрешении споров в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), а также другими подзаконными актами в области лесных отношений Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 450), Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Они осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81?83 Лесного кодекса Российской Федерации. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, обязаны:

 пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;

 осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

 составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

 давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;

 осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

 уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

 предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;

 предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции;

 привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений;

 осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (министерства, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Рослесхоза), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор в лесах  осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом Российской Федерации.

Муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на территориях муниципальных образований осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября   2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.