Действующий

О внесении изменения в постановление Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 "Об утверждении Лесного плана Самарской области"

2.5.2. Планируемые мероприятия по защите лесов, включая лесозащитное районирование, лесопатологическое обследование, работы по локализации и ликвидации вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия

 

Планируемые на десятилетний период мероприятия по защите лесов представлены в типовом приложении 16 к настоящему Лесному плану Самарской области.
Площадь для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий нельзя отводить без их предварительного лесопатологического обследования (согласно приказу Рослесхоза от 29 декабря 2007 года № 523), поэтому их запланированные объемы рассчитывались с учетом общих объемов санитарно-оздоровительных мероприятий.
Объем различных видов биотехнических мероприятий меняется по видам в зависимости от лесопатологической ситуации в конкретном лесничестве, поэтому в приложении 16 к настоящему Лесному плану Самарской области проставлен их общий объем.
     В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, для локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся авиационные и наземные работы с применением пестицидов, феромонов и энтомофагов. Очагом вредных организмов считается территория леса, на которых численность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. Отнесение территории лесов к очагам вредных организмов осуществляется по результатам лесопатологического обследования или лесопатологического мониторинга. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется уполномоченными органами. Основанием для включения в план мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов являются обоснование, декларация, объявление режима чрезвычайной ситуации. Источником финансирования мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов являются субвенции, средства областного бюджета, внебюджетные источники.
     Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется контрольное лесопатологическое обследование, по результатам которого заинтересованными органами принимается решение о сроках и объемах проведения работ или об отсутствии необходимости в их проведении. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
     Проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны.
Благодаря проведению запланированных мероприятий по защите лесов от вредных организмов улучшится санитарное состояние насаждений и в дальнейшем будут получены устойчивые древостои с высокой производительностью. Проведение лесозащитных мероприятий окажет положительный лесоводственный и экологический эффект.
Кроме того, предлагается разработанное лесозащитное районирование, которое осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах с определением зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. На рисунке 2.9 приводятся данные по лесозащитному районированию с учетом зон лесопатологической угрозы.

   
Рис. 2.9. Карта лесозащитного районирования

За основу при составлении карты лесозащитного районирования, были взяты следующие показатели: интенсивность воздействия неблагоприятных факторов, суммарная вредоносность неблагоприятных факторов, санитарно-оздоровительные мероприятия, истребительные лесозащитные мероприятия, интенсивность усыхания лесов, доля лесов с нарушенной устойчивостью, экологическая и хозяйственная оценка лесов. Балльная оценка расчетов слабой, средней и сильной зон лесопатологической угрозы взяты из Руководства по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года № 523. Значения для отнесения к зонам лесопатологической угрозы следующие:

зона слабой лесопатологической угрозы - до 5 - 10 баллов;

зона средней лесопатологической угрозы - 1 - 25 баллов;

зона сильной лесопатологической угрозы - 25 баллов и более.

По данным филиала федерального государственного учреждения «Центр защиты леса Оренбургской области», весь лесной фонд Самарской области входит в зону сильной лесопатологической угрозы.

С целью локализации и ликвидации очагов большого черного елового усача и черного соснового усача необходимо проведение следующих мероприятий, направленных на уменьшение его кормовой базы в лесонасаждениях и местах складирования и переработки лесоматериалов:

своевременная разработка буреломного, ветровального и поврежденного огнем леса для предупреждения массового распространения вредителей (разработка сильно поврежденных участков  в первый осенне-зимний сезон), рубка от периферии к центру в целях изоляции здоровых участков леса от зараженных вредителем;

разработка бурелома и ветровала отдельных деревьев на корню с частичными повреждениями кроны и корневой системы, имеющих наклон к поверхности земли более 45°;

своевременная и правильная очистка лесосек;

уборка захламленных участков;

соблюдение санитарных норм при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке;

отслеживание появления новых площадей ветровальников, очагов вредителей и болезней леса и проведение в них санитарных мероприятий;

проведение прочих санитарно-оздоровительных мероприятий.