Действующий

О внесении изменения в постановление Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 "Об утверждении Лесного плана Самарской области"

2.5.1. Планируемые мероприятия по охране лесов: разграничение территории по способам обнаружения и тушения лесных пожаров, проведение профилактических мероприятий по предупреждению, обнаружению и борьбе с лесными пожарами, развитие системы лесопожарных служб

Основными задачами по охране лесов от пожаров является предупреждение лесных пожаров, их своевременное обнаружение, ограничение распространения и тушение огня.

Основными целями создания системы охраны лесов от пожаров является сбережение лесных ресурсов, сокращение всех видов прямого и косвенного ущерба и создание условий для устойчивого развития лесной экосистемы.

Пожарная опасность определяется типом условий места произрастания (типом леса) или категорией лесной площади. Для каждого лесничества Самарской области установлен класс пожарной опасности в соответствии со шкалой оценки лесных участков по опасности возникновения в них лесных пожаров.

Лесорастительные условия, степень освоения и степень интенсивности ведения лесного хозяйства обусловливают необходимость применения наземной и авиационной охраны лесов.

С использованием карты противопожарного устройства лесов Самарской области проведено разграничение территории по способам обнаружения лесных пожаров.

Леса являются экологическим каркасом территорий, поэтому очевидной представляется важнейшая роль природоохранных мероприятий, направленных на сохранение лесов, в первую очередь, от пожаров. При этом первостепенное значение имеет обнаружение пожаров на ранней стадии.

С учетом всех достижений науки и техники система охраны лесов от пожаров должна содержать систему космического мониторинга природной пожарной опасности и обнаружения лесных пожаров.

Основными направлениями развития и совершенствования системы охраны леса являются:

 упорядочение организационной и функциональной структуры и приведение ее в соответствие с условиями и характером работ по борьбе с лесными пожарами;

 перестройка механизма функционирования этой системы и методов управления ею;

 оптимизация режимов деятельности лесопожарных служб с учетом ограничений на размеры выделяемых им ассигнований;

 создание интегрированных систем мониторинга лесных пожаров федерального и регионального уровней.

При проведении профилактических мероприятий по охране и защите лесов Самарской области от пожаров ранее авиационное обнаружение пожаров не проводилось. Рекомендуется применять данный вид обнаружения лесных пожаров в Красноярском, Ставропольском, Ново-Буянском и Волжском лесничествах, а также в национальных парках «Самарская Лука» и «Бузулукский Бор». Зонирование территории Самарской области по способам обнаружения лесных пожаров приведено на рисунке 2.8

.

Рис. 2.8. Разделение территории Самарской области по способам обнаружения лесных пожаров


Новая система оценки и прогноза пожарной опасности должна базироваться на данных наземных, авиационных и космических наблюдений за погодой, корректных математических моделях процессов увлажнения и высыхания лесных горючих материалов, возникновения и развития лесных пожаров.

Структура и количество вводимых в действие сил и средств пожаротушения должны регулироваться за счет маневрирования ресурсами лесопожарных служб, а также мобилизации людей и техники для тушения крупных пожаров, выходящих из-под контроля системы охраны леса. Необходимым условием эффективного маневрирования является создание в системе охраны леса межрегиональных лесопожарных центров, располагающих мобильными лесопожарными формированиями с имеющимися в их распоряжении средствами пожаротушения, связи и транспорта, организованными по типу сил быстрого реагирования. Наличие собственных воздушных судов для переброски людей и техники, а также самолетов-танкеров для подавления пожаров с воздуха создаст предпосылки для организации таких центров.

Кроме патрулирования территорий с использованием авиации не теряет своей актуальности обнаружение лесных пожаров с пожарно-наблюдательных вышек. Разработанные в настоящее время конструкции вышек позволяют оснащать их средствами дистанционного обнаружения мест возгорания. Эффективным считается применение телевизионных установок, позволяющих усовершенствовать работу пожарных сторожей. Современные навигационные приборы позволяют наиболее точно определить место пожара и скорректировать работу служб по его ликвидации. В настоящее время внедряется единая система видеомониторинга и обнаружения очагов лесных пожаров, состоящая из 21 точки видеонаблюдения на базе действующих вышек ГУСО «Самаралес» и 11 вышек базовых станций ОАО «Мегафон» с выводом видеонаблюдения на  РПДУ ГУСО «Самаралес». В 2011 годы уже задействовано 16 вышек, 5 вышек будут задействованы в 2012 году, что позволит охватить более 90% лесного фонда Самарской области.

Профилактическими противопожарными мероприятиями вляются мероприятия по обнаружению и борьбе с лесными пожарами, развитию системы лесопожарных служб, которые намечены с учетом отчетов лесхозов (формы 5-ЛХ, 10-ЛХ). Все планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров приведены в типовом приложении 15 к настоящему Лесному плану Самарской области.

 К числу приоритетных и перспективных мероприятий, направленных на повышение уровня противопожарной защиты лесов Самарской области и совершенствование существующей системы их охраны, относятся:

разработка научно обоснованной концепции управления огнем в лесах Самарской области, реализация которой даст возможность эффективно подавлять разрушительные пожары, целенаправленно использовать контролируемые выжигания растительности и решить другие лесохозяйственные задачи, разработка рекомендаций по проведению контролируемых выжиганий лесной растительности;

 зонирование территории лесного фонда в соответствии с требуемым уровнем противопожарной защиты лесов с учетом их экономической и экологической ценности, степени хозяйственного освоения территории;

 создание межрегиональных лесопожарных центров, необходимых для оперативного подавления массовых вспышек лесных пожаров в районах с экстремальными погодными условиями;

 приведение режимов функционирования лесопожарных служб в соответствие с требуемым уровнем охраны лесов и фактическими объемами выделяемых ассигнований;

 введение инструментальных методов контроля за площадями лесных пожаров и степенью повреждения огнем лесной растительности;

 разработка методов оценки результатов функционирования и экономической эффективности системы охраны леса, базирующейся на определении предотвращенного ущерба от лесных пожаров;

 совершенствование порядка финансирования расходов на охрану лесов с целью своевременного выделения средств, необходимых для борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов.