Действующий

О внесении изменения в постановление Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 "Об утверждении Лесного плана Самарской области"

2.3.7. Планируемые объемы использования лесов в рекреационной деятельности

     Основной целью планирования рекреационной деятельности в лесном фонде Самарской области является максимальное получение доходов в данной сфере в зависимости от комфортности и соответствия лесных участков тому или иному виду рекреации.
     Основной путь получения доходов - благоустройство территорий арендаторами, создание дорожно-тропиночной сети, возведение временных сооружений и построек, проведение лесохозяйственных мероприятий (уход за лесом, проведение ландшафтных рубок, создание ландшафтных культур). Планируемые мероприятия отражаются в проектах освоения лесов, направлены на конкретный вид рекреационного использования лесных участков и должны быть согласованы в установленном порядке.
     Приоритет при планировании отдается перспективам возможной аренды лесных участков для целей рекреации, прежде всего, в организованной форме. Рекреационное использование лесов в неорганизованной форме (свободное перемещение по территории) учитывается при разработке проектов освоения лесов.
     При планировании рекреационного использования лесов учтены следующие факторы:
     различный уровень существующего рекреационного использования участков лесного фонда области;
      относительно высокая доля городского населения и возрастание роли лесных участков для рекреационной цели в условиях крупных промышленных центров - Самары, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевска, Кинеля;
      потребности в рекреации населения городов Самары, Тольятти;
      негативное воздействие промышленных загрязнений, антропогенного воздействия и вследствие этого сохранение лесов и повышение их устойчивости, в том числе через регулирование рекреационного воздействия на участки лесного фонда;
     сохранение природно-экологического каркаса из лесных участков, где введены ограничения в целях сохранности;
      степень освоения и доступности лесных массивов, включая дорожно-транспортную сеть;
     сохранение целостности лесных массивов;
     использование рекреационных ресурсов лесов как для одного, так и одновременно (комплексно) для нескольких видов рекреации.
     В плане рекреационного использования лесов Самарская область имеет ряд территорий, соответствующих самым разнообразным формам рекреации.
     Для перспективного планирования рекреационной деятельности с учетом лесохозяйственного регламента и анализа существующего рекреационного использования лесов на территории лесного фонда области проведено функциональное зонирование территории и выделены следующие рекреационные зоны (макропоказатель) (приложения 2.3.7-1, 2.3.8-1, 2.3.8-2):
     зоны интенсивного использования (освоения);
     зоны умеренного использования (освоения);
     зоны ограниченного использования (освоения) - отдельные виды рекреации, преимущественно в южных и северных районах;
     зоны строгого режима.
     Выделение вышеперечисленных зон является достаточно условным, и по мере благоустройства территорий и выбора направления рекреационного использования конкретных участков границы зон в пределах лесничества могут изменяться.
     Зона интенсивного использования включает в себя лесные участки лесничеств Самарского, Красноярского (Красноярского и Большецаревщинского участковых лесничеств), Тольяттинского, Ставропольского (Ягодинского и Федоровского участковых лесничеств), Волжского (Самарского участкового лесничества), Новобуянского (Задельнинского участкового лесничества).
     Зона интенсивного использования (освоения) нуждается в первоочередных мерах по повышению устойчивости лесных массивов и улучшению комплекса свойств (эстетических, санитарно-гигиенических, планировочных) ландшафтов. Использование лесных участков в рекреационных целях на данной территории является приоритетным по сравнению с другими видами, предусмотренными ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
     Зона умеренного рекреационного использования (освоения) включает лесные участки следующих лесничеств: Волжское (участковое Чапаевское), Новобуянское (Новобуянское, Старобинарадское участковые лесничества), Кинельское, Безенчукское, Шигонское, Рачейское, Кинель-Черкасское и Сергиевское (Сергиевское участковое лесничество).
     Зона умеренного рекреационного использования наряду с решением задач, характерных для зоны интенсивного рекреационного использования, требует принятия мер по развитию дорожной сети и повышению уровня благоустройства участков лесных массивов.
     Лесные участки этой зоны наряду с рекреационным применением могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства и охоты, если это не противоречит правовому режиму лесов существующих на данной территории категорий защитности.
     Зона ограниченного рекреационного использования (освоения) - лесные участки Большеглушицкого (Пестравского, Большеглушицкого, Большечерниговского участковых лесничеств), Сергиевского (Красногородецкого, Исаклинского, Аделяковского), Клявлинского, Кошкинского, Похвистневского, Шенталинского, Нефтегорского (Утевского участкового лесничества), Красноярского (Большекаменского, Шиланского участковых лесничеств) лесничеств.
     В зоне ограниченного рекреационного использования требуется проведение системы мер по созданию условий для перспективного рекреационного использования участков лесного фонда, которые включают развитие дорожной сети, формирование ландшафтов лесоводственных мероприятий по конкретным видам рекреационного использования, например, таким, как организованный туризм, зимние виды рекреации.
     Приоритет использования лесных участков в данной зоне отдается заготовке древесины с выделением наиболее привлекательных ландшафтов, расположенных вблизи населенных пунктов и водных объектов для целей рекреации.
     К зоне строгого режима следует отнести рекреационные зоны, выделенные на землях ООПТ в соответствии с положениями об их организации.
     Неравномерное размещение участков лесного фонда, разнообразный породный состав лесов определяют различную степень перспективного использования лесов для рекреационных целей. На этом основании планируются объемы рекреационного освоения лесных участков (типовое приложение 14 и приложения 2.3.8-1, 2.3.8-2).
     Выделение лесных участков по времени рекреационного освоения является базисом для привлечения инвестиций в развитие разных форм рекреации и последующего проведения лесохозяйственных мероприятий, прямым или косвенным образом связанных с рекреационным использованием территории.
     Нормативно-правовой базой, регулирующей рекреационное использование лесных участков, являются статьи 11, 21 (пункт 1, подпункт 6), 25, 41 Лесного кодекса Российской Федерации. Данные статьи устанавливают правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, право свободного и бесплатного пребывания в лесах, правила заготовки и сбора для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и, кроме того, недревесных лесных ресурсов, а также строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (временные постройки и их благоустройство) для осуществления рекреационной деятельности.
     Пункт 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает сохранение на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, ландшафтов, объектов животного мира, растительного мира, водных объектов.
     Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 № 108, устанавливают необходимость учета рекреационных нагрузок, сохранения природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, возможность возведения временных построек на лесных участках, осуществление их благоустройства.
     Реализация положений Лесного кодекса Российской Федерации и Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 № 108, возможна на основе организации функциональных зон для целей рекреации, соблюдения норм рекреационных нагрузок, постоянного учета и оценки состояния лесных участков с точки зрения воздействия рекреантов.