(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 ноября 2012 г. № 627)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 декабря 2012 г. № 806)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 августа 2013 г. № 429)
Особенностью Самарской области, во многом обусловливающей тенденции ее социально-экономического развития, являются высокие показатели уровня образования.
По уровню профессиональной образованности населения Самарская область находится на 10-м месте среди субъектов Российской Федерации и на 1-м месте в Приволжском федеральном округе.
По уровню основного профессионального образования Самарская область также занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе, а среди субъектов Российской Федерации находится на 13-м месте.
При достаточно высоком уровне развития системы основного профессионального образования материально-техническая база учреждений начального и среднего профессионального образования в большинстве случаев при дефиците бюджетных средств не успевает обновляться и соответствовать быстро меняющимся нормам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, в процессе длительной эксплуатации здания учреждений начального и среднего профессионального образования физически и морально устарели и частично утратили первоначальные эксплуатационные качества. При этом в отдельных случаях здания (помещения), строения, сооружения и территории, в комплексе вводимые в эксплуатацию в прошлом столетии, не соответствуют действующим строительным нормам и правилам.
Сходная проблема существует и в некоторых образовательных учреждениях других типов, а именно:
специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные учреждения);
учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детские дома);
школах-интернатах;
учреждениях по внешкольной работе;
учреждениях, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования;
государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарская государственная областная академия (Наяновой)», государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 368 комбинированного вида городского округа Самара (далее - иные учреждения). (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 ноября 2012 г. № 627)
В коррекционных учреждениях указанная проблема усугубляется ещё и тем, что образовательный процесс в них должен осуществляться с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. Отдельные коррекционные учреждения размещены в зданиях, первоначально предназначенных для ведения в них образовательного процесса учреждениями иных типов.
Неудовлетворительное состояние материально-технической базы государственных образовательных учреждений разных типов является од-
ной из наиболее важных проблем, которая требует комплексного и планомерного решения.
С 01.01.2012 профессиональной подготовкой квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования и специалистов по программам среднего профессионального образования будут заниматься 10 учреждений начального, 72 учреждения среднего профессионального образования. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 декабря 2012 г. № 806)
Программы общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот реализуют 27 коррекционных учреждений, 2 детских дома, 3 школы-интерната. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 декабря 2012 г. № 806)
Дополнительные образовательные программы и услуги в сфере образования, дополнительного образования детей предоставляют 6 учреждений по внешкольной работе и 33 центра специального и профессионального образования, из которых 18 предоставляют образовательные услуги в арендуемых помещениях. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 декабря 2012 г. № 806)
На балансе вышеуказанных и 3 иных учреждений образования находится огромный имущественный фонд: здания, вспомогательные строения, сооружения и прилегающие к ним территории с внутренними и наружными инженерными сетями и коммуникациями.
Финансовые средства, ежегодно выделяемые на проведение капитального ремонта находящихся в собственности Самарской области зданий, занимаемых государственными образовательными учреждениями разных типов, позволяли лишь поддерживать техническое состояние зданий (помещений) государственных образовательных учреждений с их внутренними и наружными инженерными сетями и коммуникациями посредством проведения выборочного капитального ремонта, в отдельных случаях позволили провести комплексные капитальные ремонты в зданиях, занимаемых государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Безенчукское медицинское училище», государственным бюджетным оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школой-интернатом № 9 г. Самары, государственным казенным специальным учебно-воспитательным учреждением для детей и подростков с девиантным поведением - специальной общеобразовательной школой г. Октябрьска, государственным бюджетным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом № 117 г.о. Самара, государственным бюджетным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом «Преодоление» г. Самары, а также локализовать предаварийную ситуацию, возникающую в учебных корпусах государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Чапаевска и государственного бюджетного специального (коррек-ционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррек-ционной) общеобразовательной школы-интерната № 71 г. Самары. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 ноября 2012 г. № 627)
Кроме того, несмотря на целевое расходование финансовых средств, направляемых ежегодно для исполнения предписаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и отделов Государственного пожарного надзора при Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Госпожнадзор) по устранению нарушений, их количество не уменьшается, а в отдельных случаях наблюдается тенденция к росту.
Важнейшими составными элементами системы образования и формирования здорового образа жизни учащихся, которые значительно влияют на формирование личности и межличностных отношений, являются физическая культура и спорт. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
Оснащение спортивным оборудованием (комплектами тренажеров) образовательных учреждений Самарской области осуществлялось в
2008 году в рамках Плана мероприятий по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях Самарской области на 2007-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 08.11.2006 №143, в части оснащения образовательных центров, учреждений начального и среднего профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности комплектами тренажеров. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
В настоящее время в связи с износом оборудования материальная база общеобразовательных учреждений не соответствует современным требованиям преподавания учебного предмета «Физическая культура» и задачам развития массового спорта в Самарской области. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
Таким образом, имеется необходимость в оснащении современным спортивным оборудованием общеобразовательных учреждений Самарской области. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
В числе стратегических задач, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2010 №5, создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей и укрепление её материально-технической базы. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
В настоящее время вследствие наличия изношенного оборудования, транспортных средств и устаревшего программного обеспечения материально-техническая база образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы научно-технической направленности, не соответствует современным требованиям и задачам развития дополнительного образования детей в Самарской области. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)
Таким образом, имеется потребность в укреплении материально-технической базы и в современном программном обеспечении образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы научно-технической направленности. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 22 апреля 2013 г. № 167)