ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 года N 684
Об организации с 1 января 2012 года профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Самарской области от 18.04.2023 N 313, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 19.04.2023).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 декабря 2015 года)
_____________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 21 марта 2013 г. № 107;
Постановление Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783;
Постановление Правительства Самарской области от 14 августа 2014 г. № 482;
Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900
_____________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательных учреждений, ориентированной на индивидуализацию обучения, Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области. (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
2. Установить, что финансирование организации профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области, отвечающих критериям отбора государственных и муниципальных образовательных учреждений в Самарской области (приложение 1), на основе нормативов для финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, финансового обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в расчете на одного обучающегося (воспитанника) и нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей (профильное обучение) с учетом корректирующих коэффициентов.
3. Утратилсилу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900
4. Утратилсилу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900
5. Утратилсилу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900
6. Утратилсилу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900
7. Перечень государственных и муниципальных образовательных учреждений в Самарской области, реализующих профильное обучение учащихся на уровне среднего общего образования (далее - учреждения), на очередной учебный год утверждается приказом министерства образования и науки Самарской области ежегодно в срок до 30 сентября. Перечень учреждений, реализующих профильное обучение учащихся в 2015/2016 учебном году, утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области до 30 сентября 2015 года и уточняется в срок до 31 декабря 2015 года.
В случае несоответствия учреждений, реализовывавших профильное обучение в предыдущем учебном году, критериям, предусмотренным приложением 1 к настоящему постановлению, данные учреждения включаются в перечень учреждений, реализующих профильное обучение до 1 июня очередного учебного года в части учащихся десятых классов предыдущего учебного года.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Пылева). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 21 марта 2013 г. № 107)
9. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
10. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 27 октября 2011 года N 684
Концепция профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Общие положения
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Согласно Концепции профильного обучения на уровне среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783, профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Профильное обучение на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области (далее - профильное обучение) должно строиться с учетом запросов личности, общества и государства, а значит, обеспечивать базовый (минимальный) уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта общего образования всеми учащимися и давать им возможность выбора содержания образования и уровня его освоения. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Профильное обучение не подразумевает специального отбора учащихся при наличии у них аттестата об основном общем образовании.
Профиль обучения является ничем иным, как индивидуальной образовательной траекторией учащегося, построенной на основе его выбора из предложенной образовательным учреждением (сетью образовательных учреждений) номенклатуры учебных предметов (курсов) при условии изучения обязательных предметов как минимум на базовом уровне.
Профильное обучение должно выполнять компенсаторную функцию коррекции содержания среднего общего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень освоения учащимися именно общего образования. Школа не должна подменять собой профессиональное образовательное учреждение, а общее образование в 10-11 классах имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Цели перехода к профильному обучению
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Основной целью профилизации обучения является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
В рамках профильного обучения должны быть сформированы основания для продолжения образования. Таким образом, результатами профильного обучения для учащегося будут являться:
Абзац утратил силу - Постановление Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783
сформированность ключевых компетентностей;
умение делать выбор (умение анализировать мотивы выбора, анализировать внешние условия, прогнозировать и оценивать результаты выбора);
овладение знаниями, умениями, навыками расширенного или углубленного уровня по выбранным учащимся учебным предметам (систематическим курсам), а также освоение содержания выбранных учащимся элективных курсов.
Организация профильного обучения
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Профильное обучение учащихся, реализуемое с учетом их индивидуальных образовательных запросов, должно быть основано на выборе учащимся:
1) содержания образования из числа:
обязательных учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) по выбору, не вошедших в перечень обязательных учебных предметов федерального компонента и предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
элективных курсов (краткосрочных тематических курсов, предлагаемых образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся);
учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей) ) школьного компонента; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
2) уровня сложности освоения содержания:
обязательных учебных предметов федерального компонента (русского языка, литературы, иностранного языка, математики, истории, обществознания, естествознания, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности);
обязательных учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) по выбору (географии, информатики и ИКТ, технологии, искусства (мировой художественной культуры), физики, химии, биологии, экономики, права и др.). (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Учащимся предлагаются на выбор три уровня освоения содержания обязательных учебных предметов федерального компонента и обязательных учебных предметов по выбору:
базовый уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов федерального компонента на базовом уровне);
расширенный уровень (содержание программ обеспечивает формирование дополнительных к базовому уровню предметных знаний, умений и навыков в объеме меньшем, чем это предусмотрено для освоения учебных предметов федерального компонента на профильном уровне);
углубленный уровень (содержание программ обеспечивает освоение учебных предметов федерального компонента в соответствии или с превышением объемов содержания и уровня сложности, предусмотренного для их освоения на профильном уровне).
Содержание программ учебных предметов федерального компонента на любом из вышеперечисленных уровней может иметь прикладную направленность, то есть быть расширено в сторону получения знаний, умений и навыков, необходимых для определенных сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина (модуль). (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Образовательное учреждение предоставляет учащимся на выбор перечень элективных курсов по следующим направлениям:
социальные практики (профессиональные пробы);
предпрофессиональная подготовка (получение учащимися опыта реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений);
пропедевтика вузовских дисциплин (получение учащимися опыта изучения не только систематических курсов, но и специализированных дисциплин (модулей) в рамках выбранного профиля); (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
углубленное изучение отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору;
общеразвивающие тренинги;
удовлетворение познавательных интересов, непосредственно не связанных с обязательным содержанием общего образования и социально-профессиональным самоопределением учащихся.
Элективные курсы являются тематическими и краткосрочными (от 17 до 51 часа) и должны быть реализованы в пределах одного полугодия.
Формирование учебного плана образовательного учреждения состоит из следующих этапов:
исследование запросов учащихся;
формирование модели учебного плана (на основе соотнесения запросов учащихся с количеством часов, предусмотренных учебным планом);
анализ ресурсов образовательного учреждения, обеспечивающих учебный план (кадровых, учебно-методических, материально-технических);
формирование (запрос в других образовательных учреждениях) недостающих для реализации модели учебного плана ресурсов, повторный анализ;
формирование учебного плана (ответственного предложения образовательного учреждения учащимся).
На основе учебного плана образовательного учреждения (номенклатуры выбора) учащийся формирует собственный профиль (индивидуальную образовательную траекторию) обучения.
Учащийся выбирает каждый обязательный учебный предмет на одном из предложенных уровней, обязательный учебный предмет по выбору, учебные предметы (курсы, дисциплины (модули)) школьного компонента. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Учащийся может выбрать от 0 до 5 часов (в неделю) элективных курсов, а по желанию еще 2 часа дополнительно (в неделю), если они предложены образовательным учреждением и предусмотрены дополнительной образовательной программой, а также организованы во второй половине дня. Аудиторная учебная нагрузка учащихся 10-11 классов не должна превышать предельно допустимых объемов (при 6-дневной учебной неделе 37 часов). (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
В том случае, если в результате выбора всех учащихся сформировались группы, число учащихся в которых превышает допустимые пределы, корректировка состава групп происходит в порядке, разработанном образовательным учреждением и указанном в положении о профильном обучении образовательного учреждения.
Перед началом каждого полугодия учащийся может выбрать новые элективные курсы или другой обязательный учебный предмет по выбору, а также изменить уровень освоения содержания указанных учебных предметов.
Изменение перечня выбранных учебных предметов (курсов) происходит в порядке, установленном образовательным учреждением. Учебная нагрузка учащегося по учебным предметам федерального и школьного компонентов должна оставаться неизменной (32 часа в неделю). (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Таким образом, должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается учащийся, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственной образовательной траектории. Задача поддержки самоопределения учащегося должна решаться средствами педагогического сопровождения (педагогического консультирования). В процессе педагогического консультирования предпринимаются педагогические действия, нацеленные на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор.
Образовательное учреждение несет ответственность за качество образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимися, освоение ими базового минимума, формирование у них ключевых компетентностей, а учащиеся и их родители (законные представители) - за сделанный выбор.
Приложение 1
к постановлению Правительства Самарской области
от 27 октября 2011 года N 684
Критерии отбора государственных и муниципальных образовательных учреждений в Самарской области, имеющих право на финансовое обеспечение организации профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
Финансовое обеспечение организации профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования (далее - профильное обучение) предоставляется государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям в Самарской области (далее - учреждения), соответствующим следующим критериям: (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
наличие подписанного руководителем учреждения заявления о предоставлении финансового обеспечения организации профильного обучения в учреждении, представляемого в министерство образования и науки Самарской области ежегодно с 1 по 15 сентября;
наличие у учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам среднего общего образования; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
наличие у учреждения государственной аккредитации по основным общеобразовательным программам среднего общего образования, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
наличие в учреждении на уровне среднего общего образования не менее четырех классов; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 декабря 2013 г. № 783)
наличие в учреждении не менее четырех обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на профильном уровне;
реализация в учреждении не менее шести элективных курсов не менее чем по трем направлениям из следующего перечня:
социальные практики;
предпрофессиональная подготовка;
пропедевтика вузовских дисциплин;
углубленное изучение отдельных тем обязательных учебных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору;
общеразвивающие тренинги;
удовлетворение познавательных интересов.
Приложение 2
к постановлению Правительства Самарской области
от 27 октября 2011 года N 684
Методика расчета средств областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности для организации с 1 января 2012 года профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Самарской области, а также расчета заработной платы педагогических работников, выполняющих учебную нагрузку по соответствующим профилям обучения
Утратило силу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900
Приложение 3
к постановлению Правительства Самарской области
от 27 октября 2011 года N 684
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий государственным бюджетным образовательным учреждениям Самарской области в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на организацию с 1 января 2012 года профильного обучения учащихся на уровне среднего общего образования
Утратило силу. - Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2015 N 900