Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе является одним из важнейших принципов государственной политики в интересах детей. Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая особого внимания и консолидации усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков.
Статьей 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» осуществление мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 25.11.2010 № АЖ-П12-8012 об обеспечении реализации комплекса мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить региональные программы и планы мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков 03.05.2011 от 16.05.2011 № Пр-1365 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить программы субъектов Российской Федерации по развитию системы отдыха и оздоровления детей и подростков.
Система отдыха и оздоровления детей в Самарской области имеет ряд особенностей. Основным элементом данной системы является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и развитие учреждений, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время создана система координации в сфере отдыха и оздоровления через работу областной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей при Правительстве Самарской области и муниципальных межведомственных комиссий.
В Самарской области ежегодно принимается постановление Правительства Самарской области об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Самарской области, которым утверждается межведомственный план мероприятий на год.
В 2010 году на территории Самарской области проживало 541 363 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, что составило 17,1 процента от общей численности населения Самарской области.
Состав данной категории населения в 2010 году характеризовался следующими показателями:
424 270 детей Самарской области или 78,4 процента проживало в городских округах, 117 093 ребенка или 21,6 процента - в муниципальных районах;
в регионе насчитывалось 309 230 детей школьного возраста, что составило 57,1 процента от общего количества детей.
По состоянию на 01.01.2011 на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах Самарской области состояло 6 695 человек или 1,2 процента от общего числа всех детей Самарской области.
Летние каникулы являются особенным периодом для работы всей системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Именно на летний период приходится наибольшее количество отпусков в учреждениях общего и дополнительного образования, в центрах по организации досуга, что приводит к появлению у детей незанятого свободного времени, которое не всегда заполняется положительными инициативами.
В последние годы отмечается увеличение уровня заболеваемости у детей органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, инфекционных заболеваний. Остаются высокими показатели детского травматизма и отравлений. Причинами ухудшения здоровья детей являются недостаточная эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, увеличение учебной нагрузки в школах.
В этой связи дети в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
В 2010 году сохранились высокие показатели эффективности оздоровления детей.
В детских оздоровительных лагерях общего типа выраженный оздоровительный эффект составил 87 процентов от числа отдохнувших детей, умеренный оздоровительный эффект составил 12 процентов, отсутствие оздоровительного эффекта - 1 процент.
В оздоровительных учреждениях санаторного типа выраженный оздоровительный эффект составил 91,2 процента от числа отдохнувших детей, умеренный оздоровительный эффект - 8,7 процента, отсутствие оздоровительного эффекта - 0,1 процента.
Необходимо отметить, что в случае если меры, направленные на развитие системы отдыха и оздоровления детей в Самарской области, не будут предприняты, уменьшится охват детей организованным отдыхом, ежегодно будет уменьшаться количество мест для отдыха детей в оздоровительных лагерях, а следовательно, еще более снизится доля населения, удовлетворенного организацией отдыха и оздоровления детей.
В целом сеть организаций отдыха и оздоровления в Самарской области на протяжении ряда лет не сокращается. В 2010 году функционировало 769 организаций (в 2009 году - 740 организаций, в 2008 году - 709 организаций), в том числе:
лагерей дневного пребывания - 700 (в 2009 году - 668, в 2008 году - 626);
стационарных оздоровительных лагерей - 60 (в 2009 году - 62, в 2008 году - 71);
детских санаториев и санаториев для взрослых, на базе которых были организованы заезды родителей с детьми - 9 (в 2009 году - 10, в 2008 году - 13).
Вместе с тем количество стационарных оздоровительных лагерей сократилось с 71 в 2008 году до 60 в 2010 году.
В условиях негативных последствий мирового финансового кризиса и сложившейся в 2009 году социально-экономической ситуации в Самарской области ряд собственников закрыли стационарные оздоровительные лагеря.
Материально-техническая база многих стационарных оздоровительных лагерей сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Многие объекты были построены и введены в эксплуатацию в 60 - 70 годы прошлого столетия. В процессе длительной эксплуатации их база устарела, за последние годы она практически не обновлялась и не совершенствовалась, износ основных средств составляет более 70 процентов.
Средства муниципальных образований и балансодержателей при подготовке стационарных оздоровительных лагерей к вводу в эксплуатацию перед началом оздоровительного сезона направляются в основном на текущий ремонт. В связи с этим их материально-техническая база практически не обновляется. Во многих учреждениях неблагополучное санитарно-гигиеническое состояние пищеблоков, изношенные системы водоснабжения и канализации, недостаточная оснащенность технологическим оборудованием, кухонным инвентарем, противопожарным оборудованием. Все эти факторы препятствуют обеспечению оптимальных, безопасных условий для отдыха и оздоровления детей в лагере.
Проблема восстановления и развития материально-технической базы особенно остро стоит в летних загородных стационарных лагерях. Их отличительной особенностью является сезонность функционирования, следовательно, они нуждаются в ежегодном ремонте перед началом каждого оздоровительного сезона, что предполагает значительно больший объем затрат по сравнению с поддержанием круглогодично действующей базы.
Сегодня крайне необходимо предпринять меры по сохранению и укреплению в регионе инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей.
Имеется проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей. Вследствие низкой заработной платы работников летних загородных стационарных лагерей, некомфортных условий проживания персонала существует проблема недостаточного укомплектования указанных учреждений квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами.
Требуется совершенствование форм и содержания, а также развитие специализированных видов отдыха и оздоровления детей.
Социальная значимость проблем детского отдыха и оздоровления обусловливает необходимость их решения при комплексном, системном и целенаправленном подходе органов государственной власти, органов местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества с привлечением дополнительных инвестиций и использованием программно-целевого метода, что позволит обеспечить обоснованное воздействие органов исполнительной власти Самарской области на объекты управления с целью гарантированного обеспечения детей необходимыми условиями для полноценного и безопасного отдыха и оздоровления.