На момент разработки Программы в городском округе Самара площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет более 1 млн. кв.м.
Проживание граждан в таком жилищном фонде постоянно сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, устаревшие строения ухудшают внешний облик, сдерживают развитие социальной, коммунально-бытовой, инженерной и транспортной инфраструктуры, снижают инвестиционную привлекательность городского округа Самара.
Сложная ситуация в настоящее время складывается с финансированием обеспечения развиваемых территорий социальной, коммунально-бытовой, транспортной и инженерной инфраструктурой.
Развитие застроенных территорий городского округа Самара предусматривается в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, на застроенных участках при наличии на территории аварийных жилых домов и многоквартирных домов, снос, реконструкция которых планируются на основании Адресной программы сноса, реконструкции многоквартирных домов в городском округе Самара, а также зданий и сооружений, не соответствующих градостроительному регламенту.
Территориальные ресурсы, заложенные в Генеральном плане городского округа Самара под комплексное жилищное строительство, включают в себя свободные территории, условно свободные территории, а также застроенные территории городского округа Самара.
Развитие застроенных территорий городского округа Самара предполагается осуществить за счет использования внутренних территориальных ресурсов с целью повышения качества сложившейся жилой среды, в том числе:
выборочной реконструкции территории ветхого жилищного фонда исторической части города Самары;
сплошной реконструкции районов малоценной ветхой застройки в срединной части города Самары.
Решение проблемы сноса и реконструкции ветхого и (или) аварийного жилищного фонда, строительства (обновления) жилищного фонда в городском округе Самара не представляется возможным без применения программно-целевого метода.
Ветхий жилищный фонд приходит в негодность, увеличивается нагрузка на бюджет городского округа Самара в связи с проведением ремонтно-восстановительных работ. Многоквартирные дома признаются аварийными непланомерно в разных районах городского округа Самара,
в связи с чем формировать участки для строительства не представляется возможным. Строительство объектов социальной, коммунально-бытовой, транспортной и инженерной инфраструктуры затруднено.
Таким образом, придать проводимой работе планомерный характер возможно только в том случае, когда программно-целевым методом планируется каждый этап работы, определены процедуры, объемы, источники финансирования работ. Любые другие варианты решения проблемы предполагают большие риски как для инвесторов, так и для застройщиков, собственников жилых и нежилых помещений, а также затраты органов местного самоуправления.
Принятие Программы позволит осуществить переход к устойчивому развитию территорий, созданию условий для приведения жилищного фонда в соответствие с нормами, обеспечивающими комфортное проживание граждан.
Реализация плана мероприятий Программы позволит комплексно решать проблемы сноса и реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда, развивать социальную, коммунально-бытовую, транспортную и инженерную инфраструктуру, увеличить доходную часть бюджета городского округа Самара за счет средств, поступающих от проведения аукционов на право заключения договора о развитии застроенной территории, что соответствует основным приоритетным направлениям социально-экономического развития городского округа Самара.