Недействующий

Об утверждении областной целевой программы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года» (с изменениями на 15 ноября 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

     Состояние и развитие транспорта для Самарской области имеют большое значение. Его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие служит необходимым условием обеспечения темпов экономического роста, повышения качества жизни населения, создания социально ориентированной экономики.
     Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, его состояние в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень развития достаточным. Растущий спрос на качественные транспортные услуги, в том числе по перевозке пассажиров, удовлетворяется не полностью.
     Текущая ситуация в системе организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования осложнена наличием ряда серьезных недостатков и негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-правовой и методологической базы и усиления государственной поддержки.
     К основным проблемам на современном этапе относятся:
     отсутствие правовой базы, регулирующей вопросы развития и функционирования пассажирского транспорта;
     недопустимо высокий уровень износа пассажирского парка транспортных средств, более 70 процентов которых эксплуатируются за пределами амортизационных сроков;
     эксплуатируемые в настоящее время пассажирские транспортные средства не удовлетворяют современным требованиям, необходима их замена на более современные модификации;
     неполное возмещение из бюджетов всех уровней предприятиям - перевозчикам выпадающих доходов от оказания услуг пассажирам, пользующимся льготным проездом;
     неравномерность развития пассажирской транспортной сети;
     необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
     Перевозка пассажиров в Самарской области осуществляется железнодорожным, автомобильным, городским электрическим, речным и воздушным видами транспорта.
     В 2009 году предприятиями транспорта общего пользования было перевезено более 302,5 млн. пассажиров, что составляет 68 процентов от объема пассажиропотока 2005 года. Данные о пассажиропотоке за период с 2005 по 2009 год представлены в таблице 1, а их распределение по видам транспорта - на рисунке 1.


Таблица 1

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования
(миллионов человек)

Наименование

2000 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

 2009 год

Транспорт-всего
В том числе:

1110,7

444,1

351,8

385,6

372,65

302,5

     железнодорожный

20

18,5

19,0

17,9

17,6

14,4

     автобусный

692

272,4

176,4

198,7

186,1

156,4

     трамвайный

188

71,6

79,8

93,3

91,2

68,7

     троллейбусный

182

69,3

63,7

62,5

57,9

45,1

     метрополитен

27

10,8

11,4

12,0

18,8

16,7

     внутренний водный

1,3

1,1

1,1

1,4

1,05

1,2

     воздушный*

0,8

1,04

1,22

1,39

1,46

1,31

                  

_________

*Данные по количеству обслуженных пассажиров в Международном аэропорту «Курумоч».



     Рис. 1. Распределение пассажиропотока за 2009 год


Показатели, характеризующие степень состояния основных фондов организаций транспорта, представлены в таблице 2.


Таблица 2

Показатели использования основных фондов организаций транспорта, степень износа основных фондов (коэффициент обновления основных фондов), в процентах

Наименование

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Транспорт
В том числе по видам:

35,8/10,1

42,7/10,2

41,0/9,4

39,3/11,6

     железнодорожный транспорт

18,5/7,5

24,1/8,4

25,6/9,1

24,2/16,7

     автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию

49,9/9,2

47,8/25,9

31,4/47,3

34,0/13,9

     городской электрический транспорт

39,6/4,4

40,6/3,5

40,8/6,5

40,9/5,4

     внутренний водный транспорт

68,4/4,9

61,0/0,2

83,3/0,4

83,3/0,8

     воздушный транспорт

61,9/4,7

81,4/1,0

63,2/1,9

61,1/5,3

     

Автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт

     Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт. В 2009 году им было перевезено 156,4 млн. пассажиров или 51,5 процента от общего объема перевозок.
     За период с 2000 по 2009 год при общем росте количества автобусного парка, в том числе ведомственного, с 16092 до 25738 единиц (в 1,6 раза) произошло резкое снижение количества автобусов большой и средней вместимости общего пользования (с 4077 до 1057 единиц), а также в 4,42 раза снижение общего объема перевозок пассажиров, в том числе в междугородном и пригородном сообщениях в 3,14 раза.
     На данные показатели повлияло изменение структуры автобусного парка. Снята с эксплуатации в связи с износом значительная часть автобусов большой и средней вместимости, на замену которым пришли в значительно большем объеме автобусы особо малой и малой вместимости.
     На сокращение объемов перевозок, особенно на пригородных и междугородных маршрутах, повлияла так называемая монетизация льгот.
     График изменения пассажиропотока в междугородном и пригородном сообщениях представлен на рисунке 2.     

     

Рис.2 Пассажиропоток в междугородном и пригородном сообщениях

Количество автобусов общего пользования за рассматриваемый период сократилось с 4077 до 1057 единиц (в 3,85 раза), а их доля в общем количестве автобусов уменьшилась с 25,3 до 4,1 процента.

За этот же период количество автобусов, находящихся в собственности граждан, выросло с 3891 до 12849 единиц (в 3,3 раза) и составило 49,9 процента от общего количества  автобусного парка. Более половины парка автобусов (7184 единицы), находящейся в частном пользовании, составляют микроавтобусы марки «ГАЗель».

Динамика изменения численности автобусного парка и пассажиропотока представлена на рисунке 3.