Состояние и развитие транспорта для Самарской области имеют большое значение. Его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие служит необходимым условием обеспечения темпов экономического роста, повышения качества жизни населения, создания социально ориентированной экономики.
Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, его состояние в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень развития достаточным. Растущий спрос на качественные транспортные услуги, в том числе по перевозке пассажиров, удовлетворяется не полностью.
Текущая ситуация в системе организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования осложнена наличием ряда серьезных недостатков и негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-правовой и методологической базы и усиления государственной поддержки.
К основным проблемам на современном этапе относятся:
отсутствие правовой базы, регулирующей вопросы развития и функционирования пассажирского транспорта;
недопустимо высокий уровень износа пассажирского парка транспортных средств, более 70 процентов которых эксплуатируются за пределами амортизационных сроков;
эксплуатируемые в настоящее время пассажирские транспортные средства не удовлетворяют современным требованиям, необходима их замена на более современные модификации;
неполное возмещение из бюджетов всех уровней предприятиям - перевозчикам выпадающих доходов от оказания услуг пассажирам, пользующимся льготным проездом;
неравномерность развития пассажирской транспортной сети;
необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
Перевозка пассажиров в Самарской области осуществляется железнодорожным, автомобильным, городским электрическим, речным и воздушным видами транспорта.
В 2009 году предприятиями транспорта общего пользования было перевезено более 302,5 млн. пассажиров, что составляет 68 процентов от объема пассажиропотока 2005 года. Данные о пассажиропотоке за период с 2005 по 2009 год представлены в таблице 1, а их распределение по видам транспорта - на рисунке 1.
Таблица 1
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования
(миллионов человек)
Наименование | 2000 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Транспорт-всего | 1110,7 | 444,1 | 351,8 | 385,6 | 372,65 | 302,5 |
железнодорожный | 20 | 18,5 | 19,0 | 17,9 | 17,6 | 14,4 |
автобусный | 692 | 272,4 | 176,4 | 198,7 | 186,1 | 156,4 |
трамвайный | 188 | 71,6 | 79,8 | 93,3 | 91,2 | 68,7 |
троллейбусный | 182 | 69,3 | 63,7 | 62,5 | 57,9 | 45,1 |
метрополитен | 27 | 10,8 | 11,4 | 12,0 | 18,8 | 16,7 |
внутренний водный | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,4 | 1,05 | 1,2 |
воздушный* | 0,8 | 1,04 | 1,22 | 1,39 | 1,46 | 1,31 |
_________
*Данные по количеству обслуженных пассажиров в Международном аэропорту «Курумоч».
Рис. 1. Распределение пассажиропотока за 2009 год
Показатели, характеризующие степень состояния основных фондов организаций транспорта, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели использования основных фондов организаций транспорта, степень износа основных фондов (коэффициент обновления основных фондов), в процентах
Наименование | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Транспорт | 35,8/10,1 | 42,7/10,2 | 41,0/9,4 | 39,3/11,6 |
железнодорожный транспорт | 18,5/7,5 | 24,1/8,4 | 25,6/9,1 | 24,2/16,7 |
автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию | 49,9/9,2 | 47,8/25,9 | 31,4/47,3 | 34,0/13,9 |
городской электрический транспорт | 39,6/4,4 | 40,6/3,5 | 40,8/6,5 | 40,9/5,4 |
внутренний водный транспорт | 68,4/4,9 | 61,0/0,2 | 83,3/0,4 | 83,3/0,8 |
воздушный транспорт | 61,9/4,7 | 81,4/1,0 | 63,2/1,9 | 61,1/5,3 |
Автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт
Основной объем пассажирских перевозок в Самарской области приходится на автомобильный транспорт. В 2009 году им было перевезено 156,4 млн. пассажиров или 51,5 процента от общего объема перевозок.
За период с 2000 по 2009 год при общем росте количества автобусного парка, в том числе ведомственного, с 16092 до 25738 единиц (в 1,6 раза) произошло резкое снижение количества автобусов большой и средней вместимости общего пользования (с 4077 до 1057 единиц), а также в 4,42 раза снижение общего объема перевозок пассажиров, в том числе в междугородном и пригородном сообщениях в 3,14 раза.
На данные показатели повлияло изменение структуры автобусного парка. Снята с эксплуатации в связи с износом значительная часть автобусов большой и средней вместимости, на замену которым пришли в значительно большем объеме автобусы особо малой и малой вместимости.
На сокращение объемов перевозок, особенно на пригородных и междугородных маршрутах, повлияла так называемая монетизация льгот.
График изменения пассажиропотока в междугородном и пригородном сообщениях представлен на рисунке 2.
Рис.2 Пассажиропоток в междугородном и пригородном сообщениях
Количество автобусов общего пользования за рассматриваемый период сократилось с 4077 до 1057 единиц (в 3,85 раза), а их доля в общем количестве автобусов уменьшилась с 25,3 до 4,1 процента.
За этот же период количество автобусов, находящихся в собственности граждан, выросло с 3891 до 12849 единиц (в 3,3 раза) и составило 49,9 процента от общего количества автобусного парка. Более половины парка автобусов (7184 единицы), находящейся в частном пользовании, составляют микроавтобусы марки «ГАЗель».
Динамика изменения численности автобусного парка и пассажиропотока представлена на рисунке 3.