Недействующий

Об утверждении областной целевой программы «Реализация Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года» (с изменениями на 27 ноября 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа      

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. 696)

     Молодежь выступает источником экономического и интеллектуального потенциала нации, носителем суверенитета государства, и в этой связи молодежная политика находится в сфере особого внимания органов государственной власти.
     В перечне поручений Президента Российской Федерации от 30.07.2009 № Пр-1994ГС (по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 17.07.2009) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в срок до 1 мая 2010 года разработать региональные молодежные программы, предусмотрев в них меры по поддержке талантливой молодежи, развитию предпринимательства, волонтерского движения, формированию культуры межэтнических и межконфессиональных отношений.
     Молодежной политике посвящен подраздел 9 раздела III Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
     В Самарской области эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития региона, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
     Постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2005 № 155 одобрена Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2006-2015 годы.
     В 2009 году на территории Самарской области проживало 791163 гражданина в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет около 26,3 % населения региона.
     Состав данной категории населения в 2009 году характеризовался следующими показателями:
     77,7 % (615096 человек) всей молодежи Самарской области проживало в городских округах, 22,3 % (176067 человек) - в муниципальных районах;
     в регионе насчитывался 231461 учащийся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, что составляет 29,3 % от общего количества молодых граждан.
     По состоянию на 01.01.2010 на учете безработных состояло 2,1 % (16674 человека) от общего числа всей молодежи Самарской области.
     По ряду показателей, характеризующих положение молодежи в Самарской области, в течение последних лет наблюдалось улучшение:
     количество заболеваний у подростков в возрасте от 15 до 17 лет включительно снизилось с 310057 в 2006 году до 266139 в 2008 году;
     количество родившихся живыми по возрасту матери от 15 до 29 лет увеличилось с 24267 человек в 2006 году до 25953 человек в 2008 году;
     количество молодых людей, совершивших административные правонарушения, снизилось с 47438 человек в 2006 году до 35499 человек в 2008 году, совершивших уголовные преступления - с 17761 человек в 2006 году до 13354 человек в 2008 году.
     В течение 2006 - 2009 годов в Самарской области была создана база для качественной деятельности субъектов реализации государственной молодежной политики.
     В 2009 году в городских округах и муниципальных районах в Самарской области действовало более 70 целевых программ и планов мероприятий по работе с детьми и молодежью с общим объемом финансирования из местных бюджетов свыше 80 млн. рублей (в 2005 году - 28 целевых программ с общим объемом финансирования менее 3 млн. рублей).
     В 2009 году в городских округах и муниципальных районах в Самарской области действовало 23 дома молодежных организаций, что позволило осуществить поддержку более 370 молодежных объединений. Выросло число молодых людей, участвующих в волонтерском движении (с 18300 человек в 2006 году до 42300 человек в 2009 году).
     В Самарской области активно действуют молодежные совещательные структуры: молодежное правительство Самарской области, общественный молодежный парламент при Самарской Губернской Думе, Совет работающей молодежи Самарской области, студенческий совет Самарской области и другие.
     В декабре 2005 года на базе Межвузовского студенческого центра было создано государственное бюджетное учреждение Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики». В настоящее время это мобильная, технически оснащенная и высокопрофессиональная организация, предоставляющая широкий спектр услуг для различных целевых групп молодежи. Профильной площадкой для организации оздоровления молодежи, проведения многодневных профильных смен, а также обучающих семинаров для студенческой, сельской и работающей молодежи стало государственное бюджетное учреждение Самарской области «Молодежный досугово-оздоровительный центр «Лесная сказка».
     За первые три года реализации Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы число молодежи, активно участвующей в социально значимой деятельности, выросло с 7 % до 14 % от общего числа молодых людей Самарской области.
     В то же время остается тревожным ряд других показателей:
     невысокая общественно-политическая активность молодежи - в 2007-2009 годах в выборах федерального и регионального уровня в Самарской области участвовало менее 40 % от общего числа молодых избирателей;
     количество молодежи Самарской области, прибывшей из сельской местности в города, ежегодно на 4 - 4,5 тысячи человек превышает количество молодежи, прибывшей из города в сельскую местность;
     распространенность употребления алкоголя среди подростков от 15 до 18 лет составляет в среднем 78,5 % у мальчиков и 81,5 % у девочек;
     с общим увеличением числа браков растет и число разводов (с 5272 в 2006 году до 6584 в 2009 году у мужчин в возрасте от 18 до 39 лет; с 8678 в 2006 году до 10677 в 2009 году у женщин в возрасте до 39 лет);
     в программах по трудоустройству и профессиональной ориентации участвует менее 7 % молодежи, сохраняется дисбаланс в требуемых и предлагаемых специальностях на рынке труда.
     Например, в 2008/09 учебном году наибольшим спросом у молодежи пользовались специальности высшего профессионального образования «Менеджмент организации», «Юриспруденция», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит» (от 3,5 до 5,7 тысяч заявлений в высшие учебные заведения Самарской области по каждой перечисленной специальности, в то время как количество заявлений абитуриентов на инженерные специальности составляло в 3 раза меньше).
     В условиях негативных последствий мирового финансового кризиса и сложившейся в 2009 году социально-экономической ситуации в Самарской области возрастают риски социальных патологий в молодежной среде (преступности, алкоголизма, наркомании), снижения уровня культурного и физического развития молодежи, миграции активной молодежи за пределы региона. Необходимо предпринять меры по сохранению и укреплению в регионе инфраструктуры сферы молодежной политики.
     Таким образом, государственная молодежная политика не относится к узкой и исключительной компетенции органов по делам молодежи и рассматривается как составной элемент социальной политики, реализуемой всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества.          

Большинство вузов, расположенных на территории региона, проявляют весьма низкую активность в вопросах международной образовательной деятельности, несмотря на присоединение России к Болонской декларации, предусматривающей создание Европейского пространства высшего образования. Порядка 60 % вузов имеют в среднем не более 9 договоров о сотрудничестве с зарубежными образовательными и научными организациями. В настоящее время из 57 учреждений высшего профессионального образования в регионе всего 2 вуза реализуют основные образовательные программы высшего профессионального образования совместно с зарубежными вузами с присвоением двойных дипломов, только 3 вуза предоставляют своим выпускникам услуги по оформлению европейского приложения к диплому. В системе высшего профессионального образования региона нет ни одного образовательного учреждения, состоящего в официальном перечне образовательных учреждений Российской Федерации, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. 696)

Для учреждений региональной системы профессионального образования характерны низкий уровень академической мобильности студентов и преподавателей.  (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. 696)

Низкая степень активности образовательных учреждений в вопросах международного сотрудничества обусловлена, в первую очередь, нехваткой финансирования мероприятий по линии международной деятельности образовательных учреждений. Мероприятия, направленные на развитие международного образовательного сотрудничества, в настоящее время из областного бюджета не финансируются. В качестве другой причины можно назвать недостаточный уровень информированности руководителей и педагогических коллективов о существующих возможностях для установления и развития международного образовательного сотрудничества, а также отсутствие опыта осуществления подобной деятельности. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. 696)     

     Решение вышеобозначенных проблем наиболее эффективно может осуществляться с использованием программно-целевого метода. Настоящая Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность в осуществлении мер по реализации Стратегии государственной молодежной политики в Самарской области на 2006 - 2015 годы.