Необходимость подготовки Программы вызвана тем, что пожарная обстановка в городском округе Самара продолжает оставаться сложной, хотя в городском округе Самара начиная с 2008 года действует программа «Пожарная безопасность городского округа Самара» на 2008-2010 годы. До выхода настоящей Программы вопросы пожарной безопасности финансировались в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей хозяйственной деятельности по остаточному принципу. Выполнение программных мероприятий позволило стабилизировать обстановку с пожарами на территории городского округа Самара. В 2009 году в городском округе Самара на объектах и в жилом секторе зарегистрировано 1509 пожаров, материальный ущерб от которых составил 70081,2 тыс. руб., погибли 56 человек, в том числе 2 детей, получили травмы - 122 человека. Как и в предыдущие годы, основное количество пожаров происходит в жилом секторе, где зарегистрировано 989 пожаров, в том числе: 596 - в жилых домах, 84 - в садовых домиках и дачах, 292 - в надворных постройках.
Пожары занимают особое место среди чрезвычайных ситуаций, социально-экономические потери от них гораздо более значительны, чем от чрезвычайных ситуаций других видов.
Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются факторами, негативно влияющими на состояние экономики и дестабилизирующими социально-экономическую обстановку.
Учитывая, что проблема затрагивает интересы наиболее многочисленных групп населения и развития города в целом, возникает необходимость ее решения только через общесистемное рассмотрение и реализацию положений настоящей Программы.
Мероприятия Программы направлены на снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, сокращение числа погибших и пострадавших граждан, размера причиненного материального ущерба и связаны с приоритетными направлениями социально-экономического развития городского округа Самара.
Необходимость реализации Программы обусловлена социально-экономической остротой проблемы, межотраслевым и межведомственным ее характером.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
координацию деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара в области обеспечения пожарной безопасности;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество пожаров и количество людей, погибших при пожарах.
Также программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволяет существенно повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.
Применение программно-целевого метода дает возможность комплексно решать проблемы обеспечения пожарной безопасности в муниципальных учреждениях путем последовательного осуществления взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Использование данного метода позволит в значительной степени ускорить решение наиболее острых проблем, стоящих перед муниципалитетом, в частности улучшить материально-техническую базу учреждений, что отразиться на повышении уровня противопожарной защиты учреждений, снизить риски возникновения пожаров, травматизма и гибели людей, снизить уровень затрат на восстановление пострадавших при пожаре материальных ценностей и тем самым решить проблемы социально-экономического развития городского округа Самара в целом.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности.
Государственной противопожарной службой МЧС России по Самарской области принимаются все необходимые меры по предупреждению пожаров, активизации разъяснительной работы среди населения, совершенствованию боевой подготовки личного состава, улучшению организации тушения. Используются различные формы пропаганды пожарной безопасности.
Однако принятых усилий недостаточно для предотвращения больших потерь от огня. Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, так как противопожарная пропаганда, проводимая только через печать, радио и телевидение малоэффективна. Недостаточно надежно решаются проблемы обеспечения пожарной безопасности жилого сектора. Беспокоит пожарная опасность индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, проездов, телефонной связи, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах, особенно в деревянных многоквартирных, ветхой электропроводки и неисправных печей.
Экономические трудности промышленных предприятий негативно влияют на объектовую пожарную охрану. Существовавшие традиционно добровольные пожарные дружины объектов из-за отсутствия поддержки со стороны руководителей и ликвидации льгот в основном распались.
При жестком ограничении бюджетного финансирования в рамках сметных ассигнований успешное решение задач по обеспечению пожарной безопасности возможно лишь с использованием программно-целевого метода, который позволит контролировать целевое использование средств, направленных на выполнение конкретных, намеченных в Программе противопожарных мероприятий. Сложившаяся ситуация в области обеспечения пожарной безопасности в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденции к ее дальнейшему ухудшению.
Успешное комплексное решение задач пожарной безопасности городского округа Самара возможно лишь с использованием программно-целевых методов при условии бюджетного финансирования.
Реализация мероприятий Программы позволит создать необходимые условия для обеспечения пожарной безопасности на территории городского округа Самара, предупредить гибель людей и материальные потери от пожаров.