ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РЕШЕНИЕ
25 февраля 2010 года № 850
Об утверждении Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010-2015 годы
Рассмотрев представленный Главой городского округа Самара проект решения Думы городского округа Самара «Об утверждении Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010-2015 годы», в целях создания условий для стабильности функционирования промышленности и привлечения инвестиций в обрабатывающие, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, развития рынка промышленной промышленности продукции и потребительских товаров, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в бюджет городского округа Самара, Дума городского округа Самара
РЕШИЛА:
1. Утвердить Концепцию поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010-2015 годы (прилагается).
2. Официально опубликовать настоящее Решение.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет по экономике (Ю.А. Буянов).
Глава городского округа Самара
В.А. Тархов
Председатель Думы
В.И. Ильин
Приложение
к Решению Думы городского округа Самара
от 25 февраля 2010 г. № 850
Концепция поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы
Городской округ Самара
Содержание
Паспорт Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы |
Схема Концепции |
Введение |
Раздел 1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах и перспективы развития промышленности на 2010 - 2015 годы 1.1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах 1.2. Перспективы развития промышленности на 2010 - 2015 годы 1.3. Выводы и концептуальные направления развития промышленности городского округа Самара |
Раздел 2. Цель Концепции. Основные цели и задачи |
Раздел 3. Способы и меры реализации Концепции |
Раздел 4. Первоочередные мероприятия по реализации основных направлений Концепции |
Раздел 5. Механизм реализации Концепции |
Раздел 6. Ожидаемые результаты |
Термины, определения, понятия |
Список используемых источников при разработке Концепции |
Паспорт Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы
Наименование | - Концепция поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы (далее - Концепция) |
Заказчик | - Администрация городского округа Самара |
Основной | - Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара |
Цель | - Создание условий для эффективного развития промышленного комплекса городского округа Самара |
Сроки и этапы реализации | - 2010 - 2015 годы |
Исполнители | - Администрация городского округа Самара - Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара (далее - Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи) - Департамент финансов Администрации городского округа Самара (далее - Департамент финансов) - Промышленные предприятия городского округа Самара - Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области» (далее - РОР «Союз работодателей Самарской области») - Государственное учреждение «Центр занятости населения городского округа Самара» (далее - ГУ «Центр занятости населения городского округа Самара») - Субъекты бизнес - сообщества (научные, финансовые и другие организации) - Общественные организации |
Ожидаемые результаты реализации | - Увеличение объемов промышленного производства, развитие отраслей промышленности, способствующих росту экономики городского округа Самара - Развитие производств, ориентированных на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции - Увеличение поступлений в бюджеты всех уровней - Превращение территории городского округа Самара в привлекательный регион для российских и иностранных инвесторов, развитие инновационной и научно-технической деятельности промышленных предприятий и организаций - Содействие занятости населения городского округа Самара - Создание новых и развитие действующих малых промышленных предприятий - Увеличение объемов продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства |
Система организации контроля исполнения | - Общее руководство и контроль за ходом выполнения Концепции осуществляет Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи с ежегодным рассмотрением отчета о выполнении Концепции на рабочих совещаниях при Главе городского округа Самара |
Схема Концепции
Введение
Важнейшим элементом государственной экономической стратегии является развитие реального сектора экономики - сферы материального производства.
Важную роль в успешном осуществлении государственной и региональной промышленной политики играет местное самоуправление. Органы местного самоуправления взаимодействуют с товаропроизводителями через координацию и создание условий для эффективной работы промышленного комплекса городского округа Самара. Создание условий для стабильного функционирования промышленности и привлечения инвестиций в обрабатывающие, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, развитие производства, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий являются приоритетными направлениями промышленной политики Администрации городского округа Самара.
Функционирование экономики в условиях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса обострило существующие проблемы в развитии промышленности городского округа Самара, привело к сокращению объемов промышленного производства и численности работающих, снижению инновационной и инвестиционной активности предприятий, замедлению обновления основных производственных фондов. Сложившаяся ситуация требует определения концептуальных направлений по созданию условий для стабилизации работы промышленных предприятий и развития промышленного производства в среднесрочной перспективе.
Целью разработки Концепции является создание условий для эффективного развития промышленного комплекса городского округа Самара.
В соответствии с целью в Концепции:
- сформулированы основные цели и задачи;
- определены перспектива развития промышленности и целевые индикаторы;
- определены способы и меры поддержки товаропроизводителей;
- определены приоритеты и разработаны первоочередные мероприятия по реализации основных направлений Концепции;
- отработан механизм реализации Концепции.
Раздел 1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах и перспективы развития промышленности на 2010 - 2015 годы
1.1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах
Главным конкурентным преимуществом городского округа Самара является его мощный экономический и, прежде всего, промышленный потенциал.
Промышленность - одна из базовых отраслей экономики города, которая во многом определяет его социально-экономическое состояние. Самара является одним из наиболее развитых промышленных центров России. Многоотраслевой промышленный комплекс, наличие высококвалифицированных кадров различных специальностей, мощный научно-технический потенциал, выгодное экономико-географическое и транспортное положение города позволяют считать целесообразным ориентацию на промышленность как на опору при стратегическом планировании развития городского округа Самара.
По состоянию на 01.01.2009 года в промышленный комплекс Самары (виды деятельности по ОКВЭД: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды») входили 189 крупных и средних предприятий и около 640 малых (без микропредприятий). Среднесписочная численность работников, занятых в промышленности в 2008 году, составляла 124,5 тысяч человек, в том числе 113,9 тысяч человек было занято на крупных и средних предприятиях и 10,6 тысяч человек - на малых. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в 2008 году составил 168,7 млрд. рублей, в том числе 154,8 млрд. рублей - отгружено крупными и средними предприятиями и 13,9 млрд. рублей (8,2 % от общего объема) - малыми.
Основными отраслями специализации промышленности являются машиностроение (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования), производство и распределение электроэнергии, металлургическое производство, производство пищевых продуктов, нефтепереработка.
Рисунок 1
На предприятиях Самары выпускается сложная наукоемкая техника, пассажирские самолеты, авиационные двигатели, ракетоносители космических кораблей, металлорежущие станки, подшипники различных типоразмеров, электротехническое, нефтяное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, широкий спектр кабельной продукции, комплектующие для автомобилестроения, подъемные краны, алюминиевый прокат, нефтепродукты, кондитерские, макаронные, ликероводочные, молочные, хлебобулочные и швейные изделия, безалкогольные напитки, мебель, строительные материалы и др.
По ряду товарных позиций самарские предприятия занимают ведущие места в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.
Анализ отдельных показателей, характеризующих состояние и развитие промышленности (по крупным и средним предприятиям)
Рисунок 2
Анализ данных официальной статистики промышленности позволяет сделать следующие выводы.
Перестроечные процессы в экономике страны начиная с 1988 года, непосредственно затрагивающие развитие промышленности, неудачные эксперименты и поиски оптимальной модели экономики переходного периода, отрицательно сказались на состоянии промышленности Самары.
С 1991 года начался спад промышленного производства по различным причинам объективного и субъективного характера. В этот период активно проводилась структурная перестройка промышленности города, смена собственности и изменение организационно-правовых форм предприятий, были разрушены сложившиеся хозяйственные связи, качественно изменился потребительский рынок, предприятия работали в условиях постоянной инфляции, несовершенной системы расчетов и налогообложения. Наибольшее негативное влияние на состояние промышленности Самары в этот период оказали конверсия производства и перестроечные процессы в цветной металлургии. В ходе проводимых реформ не удалось создать достаточно благоприятную экономическую среду для развития реального сектора экономики.
Снижение объемов производства проходило во всех отраслях промышленности. Наибольшее сокращение объемов отмечалось в легкой промышленности, машиностроении, химической промышленности, цветной металлургии и производстве строительных материалов. На многих предприятиях оборонного комплекса отмечалось кризисное состояние.
Спад производства продолжался практически до 1999 года. К этому периоду сложились более благоприятные экономические условия в первую очередь для предприятий, ориентированных на экспортные поставки; предприятий, способных производить импортозамещающую продукцию; предприятий, работающих по выполнению государственных заказов.
После августа 1998 года стали более благоприятными условия для развития пищевой, легкой и отдельных предприятий других отраслей промышленности. Резкое сокращение импортных поставок и рост цен на импортную продукцию привели к повышению спроса на конкурентоспособную продукцию местных товаропроизводителей, что дало возможность предприятиям, имеющим достаточно высокий технический и технологический потенциал, улучшить финансовое состояние и направить часть средств на расширение производств.
Начиная с 1999 года до 2008 года в промышленности отмечалась положительная тенденция развития. Постепенно восстанавливался уровень промышленного производства, утраченный в 90-е годы.
В 2008 году на работу промышленного комплекса негативное влияние оказал мировой финансовый кризис, в результате чего индекс промышленного производства снизился и составил 99,4 %, уменьшилась численность занятых в промышленности, замедлились процессы обновления основных фондов и инвестиционной деятельности предприятий.
В 2008 году по объему промышленного производства город вышел на уровень 71,1 % от уровня 1991 года.
Рисунок 3
Положительной динамике развития промышленного производства способствовали следующие факторы:
- расширение внутреннего спроса на промышленную продукцию;
- увеличение государственных заказов на предприятиях оборонного комплекса;
- развитие импортозамещающих производств в результате сокращения импорта, прежде всего в потребительском секторе;
- принятые Правительством меры по сокращению задолженности федерального бюджета за выполненные работы и реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
За анализируемый период претерпел некоторые изменения перечень и объемы основных видов продукции, выпускаемой на промышленных предприятиях городского округа Самара. По различным причинам был прекращен выпуск отдельных изделий, таких как телевизоры, стиральные машины «Малютка», коньки, сигареты и папиросы, отдельные виды кабельной продукции и др.
В то же время происходило освоение новых видов продукции, были освоены конструкции строительные стальные, новые виды кабельной продукции, металлопластиковые окна и двери и др.
Продолжительный спад производства обусловил значительный отток работающих с промышленных предприятий. С 1991 по 1999 годы численность работающих уменьшилась с 268,7 тысяч человек до 136,0 тысяч человек. Выраженная тенденция снижения наблюдается до настоящего времени. В 2008 году среднесписочная численность работников составляла 113,9 тысяч человек.
Рисунок 4
Уход специалистов высокой квалификации был вызван недостаточной загрузкой производственных мощностей, ухудшившимся финансовым состоянием предприятий и, как следствие, низкой и несвоевременной выплатой заработной платы.
Необратимые кадровые потери по причине невостребованности квалифицированных работников в течение длительного периода, естественного старения корпуса квалифицированных производственников, рост производства в последние годы привели к дефициту квалифицированной рабочей силы, в том числе основных рабочих специальностей. Недостаток квалифицированных кадров в промышленности стал серьезным сдерживающим фактором развития. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной.
Рисунок 5
Среднемесячная заработная плата на протяжении всего периода имела устойчивую тенденцию роста. Это обусловлено, с одной стороны, инфляционными процессами в экономике, с другой стороны - проводимой политикой, направленной на повышение жизненного уровня всего населения и в том числе работников промышленных предприятий.
Развитие промышленности во многом определяется ее производственным потенциалом, фундаментальную основу которого образуют основные фонды, поэтому их состояние, процессы обновления и воспроизводства являются ключевыми моментами в стабилизации и повышении эффективности деятельности отдельных предприятий и отрасли.
Наличие основных фондов в промышленности в 1994 - 2008 годах
Рисунок 6
Динамика показателей состояния основных фондов в промышленности в 1994 - 2004 годах
Рисунки 7, 8
К середине 90-х годов состояние производственных фондов промышленности характеризовалось высокой степенью физического и морального износа. Физический износ основных фондов в 1994 году составлял 55 %. До 1998 года обновление основных фондов проходило низкими темпами, в результате чего степень износа увеличивалась и в 1998 году достигла 58,6 %. Начиная с 1999 года процесс обновления основных фондов активизировался. Коэффициенты обновления основных фондов в промышленности Самары существенно превышают общероссийские показатели.