ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

РЕШЕНИЕ

 25 февраля 2010 года № 850

Об утверждении Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010-2015 годы

     Рассмотрев представленный Главой городского округа Самара проект решения Думы городского округа Самара «Об утверждении Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010-2015 годы», в целях создания условий для стабильности функционирования промышленности и привлечения инвестиций в обрабатывающие, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, развития рынка промышленной промышленности продукции и потребительских товаров, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в бюджет городского округа Самара, Дума городского округа Самара

РЕШИЛА:

1. Утвердить Концепцию поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010-2015 годы (прилагается).
2. Официально опубликовать настоящее Решение.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет по экономике (Ю.А. Буянов).

Глава городского округа Самара
В.А. Тархов

Председатель Думы
В.И. Ильин

Приложение
к Решению Думы городского округа Самара
от 25 февраля 2010 г. № 850


Концепция поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара  на 2010 - 2015 годы

Городской округ Самара

Содержание

Паспорт Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы

Схема Концепции

Введение

Раздел 1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах и перспективы развития промышленности на 2010 - 2015 годы

1.1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах

1.2. Перспективы развития промышленности на 2010 - 2015 годы

1.3. Выводы и концептуальные направления развития промышленности городского округа Самара

Раздел 2. Цель Концепции. Основные цели и задачи

Раздел 3. Способы и меры реализации Концепции

Раздел 4. Первоочередные мероприятия по реализации основных направлений Концепции

Раздел 5. Механизм реализации Концепции

Раздел 6. Ожидаемые результаты

Термины, определения, понятия

Список используемых источников при разработке Концепции

Паспорт Концепции поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы

Наименование  

- Концепция поддержки товаропроизводителей и развития промышленности городского округа Самара на 2010 - 2015 годы (далее - Концепция)

Заказчик  

- Администрация городского округа Самара

Основной
разработчик  

- Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара

Цель  

- Создание условий для эффективного развития промышленного комплекса городского округа Самара

Сроки и этапы реализации
Концепции

- 2010 - 2015 годы

Исполнители  

- Администрация городского округа Самара

- Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи Администрации городского округа Самара (далее - Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи)

- Департамент финансов Администрации городского округа Самара (далее - Департамент финансов)

- Промышленные предприятия городского округа Самара

- Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Самарской области» (далее - РОР «Союз работодателей Самарской области»)

- Государственное учреждение «Центр занятости населения городского округа Самара» (далее - ГУ «Центр занятости населения городского округа Самара»)

- Субъекты бизнес - сообщества (научные, финансовые и другие организации)

- Общественные организации

Ожидаемые результаты реализации
Концепции  

- Увеличение объемов промышленного производства, развитие отраслей промышленности, способствующих росту экономики городского округа Самара

- Развитие производств, ориентированных на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции

- Увеличение поступлений в бюджеты всех уровней

- Превращение территории городского округа Самара в привлекательный регион для российских и иностранных инвесторов, развитие инновационной и научно-технической деятельности промышленных предприятий и организаций

- Содействие занятости населения городского округа Самара

- Создание новых и развитие действующих малых промышленных предприятий

- Увеличение объемов продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства

Система организации контроля исполнения

- Общее руководство и контроль за ходом выполнения Концепции осуществляет Департамент по промышленной политике, предпринимательству и связи с ежегодным рассмотрением отчета о выполнении Концепции на рабочих совещаниях при Главе городского округа Самара

Схема Концепции


Введение


     Важнейшим элементом государственной экономической стратегии является развитие реального сектора экономики - сферы материального производства.      

      Важную роль в успешном осуществлении государственной и региональной промышленной политики играет местное самоуправление. Органы местного самоуправления взаимодействуют с товаропроизводителями через координацию и создание условий для эффективной работы промышленного комплекса городского округа Самара. Создание условий для стабильного функционирования промышленности и привлечения инвестиций в обрабатывающие, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, развитие производства, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий являются приоритетными направлениями промышленной политики Администрации городского округа Самара.
     Функционирование экономики в условиях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса обострило существующие проблемы в развитии промышленности городского округа Самара, привело к сокращению объемов промышленного производства и численности работающих, снижению инновационной и инвестиционной активности предприятий, замедлению обновления основных производственных фондов. Сложившаяся ситуация требует определения концептуальных направлений по созданию условий для стабилизации работы промышленных предприятий и развития промышленного производства в среднесрочной перспективе.
     Целью разработки Концепции является создание условий для эффективного развития промышленного комплекса городского округа Самара.
     В соответствии с целью в Концепции:
- сформулированы основные цели и задачи;
- определены перспектива развития промышленности и целевые индикаторы;
- определены способы и меры поддержки товаропроизводителей;
- определены приоритеты и разработаны первоочередные мероприятия по реализации основных направлений Концепции;
- отработан механизм реализации Концепции.

Раздел 1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах и перспективы развития промышленности на 2010 - 2015 годы

1.1. Анализ состояния и развития промышленности городского округа Самара в 1991 - 2008 годах

Главным конкурентным преимуществом городского округа Самара является его мощный экономический и, прежде всего, промышленный потенциал.

Промышленность - одна из базовых отраслей экономики города, которая во многом определяет его социально-экономическое состояние. Самара является одним из наиболее развитых промышленных центров России. Многоотраслевой промышленный комплекс, наличие высококвалифицированных кадров различных специальностей, мощный научно-технический потенциал, выгодное экономико-географическое и транспортное положение города позволяют считать целесообразным ориентацию на промышленность как на опору при стратегическом планировании развития городского округа Самара.

По состоянию на 01.01.2009 года в промышленный комплекс Самары (виды деятельности по ОКВЭД: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды») входили 189 крупных и средних предприятий и около 640 малых (без микропредприятий). Среднесписочная численность работников, занятых в промышленности в 2008 году, составляла 124,5 тысяч человек, в том числе 113,9 тысяч человек было занято на крупных и средних предприятиях и 10,6 тысяч человек - на малых. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг в 2008 году составил 168,7 млрд. рублей, в том числе 154,8 млрд. рублей - отгружено крупными и средними предприятиями и 13,9 млрд. рублей (8,2 % от общего объема) - малыми.

Основными отраслями специализации промышленности являются машиностроение (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования), производство и распределение электроэнергии, металлургическое производство, производство пищевых продуктов, нефтепереработка.

Рисунок 1


На предприятиях Самары выпускается сложная наукоемкая техника, пассажирские самолеты, авиационные двигатели, ракетоносители космических кораблей, металлорежущие станки, подшипники различных типоразмеров, электротехническое, нефтяное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, широкий спектр кабельной продукции, комплектующие для автомобилестроения, подъемные краны, алюминиевый прокат, нефтепродукты, кондитерские, макаронные, ликероводочные, молочные, хлебобулочные и швейные изделия, безалкогольные напитки, мебель, строительные материалы и др.

По ряду товарных позиций самарские предприятия занимают ведущие места в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.

Анализ отдельных показателей, характеризующих состояние и развитие промышленности (по крупным и средним предприятиям)


Рисунок 2


Анализ данных официальной статистики промышленности позволяет сделать следующие выводы.

Перестроечные процессы в экономике страны начиная с 1988 года, непосредственно затрагивающие развитие промышленности, неудачные эксперименты и поиски оптимальной модели экономики переходного периода, отрицательно сказались на состоянии промышленности Самары.

С 1991 года начался спад промышленного производства по различным причинам объективного и субъективного характера. В этот период активно проводилась структурная перестройка промышленности города, смена собственности и изменение организационно-правовых форм предприятий, были разрушены сложившиеся хозяйственные связи, качественно изменился потребительский рынок, предприятия работали в условиях постоянной инфляции, несовершенной системы расчетов и налогообложения. Наибольшее негативное влияние на состояние промышленности Самары в этот период оказали конверсия производства и перестроечные процессы в цветной металлургии. В ходе проводимых реформ не удалось создать достаточно благоприятную экономическую среду для развития реального сектора экономики.

Снижение объемов производства проходило во всех отраслях промышленности. Наибольшее сокращение объемов отмечалось в легкой промышленности, машиностроении, химической промышленности, цветной металлургии и производстве строительных материалов. На многих предприятиях оборонного комплекса отмечалось кризисное состояние.

Спад производства продолжался практически до 1999 года. К этому периоду сложились более благоприятные экономические условия в первую очередь для предприятий, ориентированных на экспортные поставки; предприятий, способных производить импортозамещающую продукцию; предприятий, работающих по выполнению государственных заказов.

После августа 1998 года стали более благоприятными условия для развития пищевой, легкой и отдельных предприятий других отраслей промышленности. Резкое сокращение импортных поставок и рост цен на импортную продукцию привели к повышению спроса на конкурентоспособную продукцию местных товаропроизводителей, что дало возможность предприятиям, имеющим достаточно высокий технический и технологический потенциал, улучшить финансовое состояние и направить часть средств на расширение производств.

Начиная с 1999 года до 2008 года в промышленности отмечалась положительная тенденция развития. Постепенно восстанавливался уровень промышленного производства, утраченный в 90-е годы.

В 2008 году на работу промышленного комплекса негативное влияние оказал мировой финансовый кризис, в результате чего индекс промышленного производства снизился и составил 99,4 %, уменьшилась численность занятых в промышленности, замедлились процессы обновления основных фондов и инвестиционной деятельности предприятий.

В 2008 году по объему промышленного производства город вышел на уровень 71,1 % от уровня 1991 года.

Рисунок 3


Положительной динамике развития промышленного производства способствовали следующие факторы:

-   расширение внутреннего спроса на промышленную продукцию;

-  увеличение государственных заказов на предприятиях оборонного комплекса;

-  развитие импортозамещающих производств в результате сокращения импорта, прежде всего в потребительском секторе;

- принятые Правительством меры по сокращению задолженности федерального бюджета за выполненные работы и реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

За анализируемый период претерпел некоторые изменения перечень и объемы основных видов продукции, выпускаемой на промышленных предприятиях городского округа Самара. По различным причинам был прекращен выпуск отдельных изделий, таких как телевизоры, стиральные машины «Малютка», коньки, сигареты и папиросы, отдельные виды кабельной продукции и др.

В то же время происходило освоение новых видов продукции, были освоены конструкции строительные стальные, новые виды кабельной продукции, металлопластиковые окна и двери и др.

Продолжительный спад производства обусловил значительный отток работающих с промышленных предприятий. С 1991 по 1999 годы численность работающих уменьшилась с 268,7 тысяч человек до 136,0 тысяч человек. Выраженная тенденция снижения наблюдается до настоящего времени. В 2008 году среднесписочная численность работников составляла 113,9 тысяч человек.

Рисунок 4


Уход специалистов высокой квалификации был вызван недостаточной загрузкой производственных мощностей, ухудшившимся финансовым состоянием предприятий и, как следствие, низкой и несвоевременной выплатой заработной платы.

Необратимые кадровые потери по причине невостребованности квалифицированных работников в течение длительного периода, естественного старения корпуса квалифицированных производственников, рост производства в последние годы привели к дефициту квалифицированной рабочей силы, в том числе основных рабочих специальностей. Недостаток квалифицированных кадров в промышленности стал серьезным сдерживающим фактором развития. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной.

Рисунок 5

  

        Среднемесячная заработная плата на протяжении всего периода имела устойчивую тенденцию роста. Это обусловлено, с одной стороны, инфляционными процессами в экономике, с другой стороны - проводимой политикой, направленной на повышение жизненного уровня всего населения и в том числе работников промышленных предприятий.

Развитие промышленности во многом определяется ее производственным потенциалом, фундаментальную основу которого образуют основные фонды, поэтому их состояние, процессы обновления и воспроизводства являются ключевыми моментами в стабилизации и повышении эффективности деятельности отдельных предприятий и отрасли.

Наличие основных фондов в промышленности в 1994 - 2008 годах

Рисунок 6

Динамика показателей состояния основных фондов в промышленности в 1994 - 2004 годах

Рисунки 7, 8

       

       К середине 90-х годов состояние производственных фондов промышленности характеризовалось высокой степенью физического и морального износа. Физический износ основных фондов в 1994 году составлял 55 %. До 1998 года обновление основных фондов проходило низкими темпами, в результате чего степень износа увеличивалась и в 1998 году достигла 58,6 %. Начиная с 1999 года процесс обновления основных фондов активизировался. Коэффициенты обновления основных фондов в промышленности Самары существенно превышают общероссийские показатели.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»