ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 августа 2009 года № 389
Об утверждении Концепции создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области
______________________________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 08 августа 2012 г. № 365;
Постановление Правительства Самарской области от 13 сентября 2012 г. № 437
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 10 сентября 2013 г. № 462
______________________________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях реализации постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 №425 «Об утверждении Плана мероприятий по повышению качества государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям с участием органов исполнительной власти Самарской области, на 2008-2010 годы» Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(с изменениями на 13 сентября 2012 года)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области.
2. Аппарату Правительства Самарской области (Бендусову) в течение 2009 года организовать работу по созданию пилотного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Самарской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Самарской области создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом положений Концепции создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области.
Пункт 4 утратил силу - Постановление Правительства Самарской области от 13 сентября 2012 г. № 437
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 19.08.2009 №389
Концепция создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области
I. Проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Самарской области
В настоящее время на территории Самарской области предоставление государственных и муниципальных услуг (далее - Услуги) физическим и юридическим лицам (далее - заявители) обеспечивают следующие органы и (или) организации:
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
органы исполнительной власти Самарской области;
органы местного самоуправления;
государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.
Многие Услуги предоставляются заявителям как непосредственно вышеперечисленными органами и организациями, так и при их участии. Каждый орган обеспечивает предоставление той или иной Услуги (ее части) или ряда Услуг (их частей) в рамках своих предметов ведения и полномочий, а организация - в пределах осуществляемых ею видов деятельности.
Оказание органами и организациями Услуг заявителям осуществляется только в рабочие дни и часы. При этом графики работы указанных органов и организаций не синхронизированы между собой.
Результатом предоставления Услуги, как правило, является выдача заявителю конечного документа определенной формы и образца, который может:
устанавливать право получателя Услуг (например, выдача лицензии устанавливает право заявителя на осуществление конкретного вида деятельности);
удостоверять наличие права (например, выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество подтверждает переход права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации, купли-продажи, дарения и т.п.).
Процесс предоставления той или иной Услуги обычно сопровождается сбором различного рода сведений (выписок, справок) и формированием на их основе пакета документов, необходимых для получения Услуги. Количество документов, включаемых в состав данного пакета, может быть достаточно большим и исчисляться десятками в зависимости от вида Услуг.
В условиях отсутствия четких правовых основ предоставления государственных (муниципальных) услуг сложилась практика самостоятельного определения органами власти условий и порядка предоставления той или иной Услуги. При этом представляется затруднительным установить количество документов, используемых в процессе предоставления Услуг.
В настоящее время при наличии недостаточно эффективного межведомственного информационного обмена заявитель вынужден самостоятельно осуществлять сбор документов в государственных, муниципальных органах и организациях, участвующих в предоставлении Услуг. Помимо этого, заявитель зачастую выступает передаточным звеном приема-передачи документов между структурными подразделениями (должностными лицами) внутри одного и того же органа (организации) как территориально удаленными, так и расположенными по одному адресу.
Таким образом, решение задач межведомственного и внутриведомственного взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления Услуг, обеспечивается в основном за счет заявителей.
Каждая Услуга предусматривает выполнение конкретного набора административных процедур, осуществляемых последовательно и (или) параллельно внутри одного органа (организации) либо разными органами (организациями) в зависимости от специфики Услуги.
Как правило, заявители, обращаясь за определенной Услугой, вынуждены в ходе ее предоставления получать другие Услуги, которые для них не представляют самостоятельной ценности, а являются лишь вспомогательными процедурами, обеспечивающими достижение конечной цели. В этом случае Услуга, за которой обратился заявитель, является консолидированной (сложной), поскольку может рассматриваться как совокупность отдельных, относительно независимых друг от друга простых (элементарных) Услуг, предоставляемых разными органами и (или) организациями.
II. Пути решения существующих проблем предоставления государственных и муниципальных услуг.
Цели и задачи создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области
Решение задач повышения качества и своевременности предоставления Услуг, сокращения затрат, которые несет заявитель, требует реализации стратегии интеграции усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления при предоставлении ими Услуг заявителю на основе соответствующих соглашений и административных регламентов межведомственного взаимодействия.
При этом само предоставление Услуг должно осуществляться в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Административный регламент) в условиях четкой регламентации процедур и порядка принятия решений. Необходимо обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие за счет развития и совершенствования форм такого взаимодействия, привести существующую инфраструктуру предоставления Услуг в соответствие с современными требованиями.
Ключевой формой предоставления любых публичных услуг должны стать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее функции по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.
Создание МФЦ планируется в целях:
упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых Услуг в результате реализации принципа «одного окна»;
сокращения сроков предоставления массовых, общественно значимых Услуг;
повышения качества и уровня доступности Услуг;
противодействия коррупции при предоставлении Услуг;
повышения качества информирования заявителей о порядке, способах и условиях получения Услуг на базе МФЦ, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением Услуг.
Функционирование МФЦ позволит эффективно решить следующие задачи:
создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов, связанных с оказанием Услуг на базе МФЦ гражданам и юридическим лицам, а также предоставление им возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных Услуг;
организация деятельности по информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления Услуг;
оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления Услуг за счет принятия соответствующих Административных регламентов;
сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения Услуг, за счет возможности принятия административных регламентов взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении Услуг (далее - Административный регламент взаимодействия);
сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия;
оптимизация получения заявителями Услуг, в предоставлении которых участвуют совместно органы власти разных уровней и организации на основе соглашений между ними;
организация информационного обмена между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении Услуг в рамках МФЦ, в том числе с использованием инфраструктуры интегральных баз данных и мультиагентных технологий.
III. Механизм создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
Создание, организацию работы и обеспечение деятельности МФЦ целесообразно возложить на высший исполнительный орган государственной власти Самарской области либо уполномоченные органы местного самоуправления (далее - Организатор МФЦ).
Организатор МФЦ обеспечивает организацию предоставления на базе МФЦ Услуг территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления Самарской области в режиме «одного окна» в рамках заключаемых соглашений о взаимодействии между Организатором МФЦ, соответствующими органами и организациями (далее - соглашения о взаимодействии).
Органы и организации несут ответственность за предоставление Услуг на базе МФЦ в соответствии с заключаемыми соглашениями о взаимодействии, Административными регламентами и Административными регламентами взаимодействия.
На МФЦ возлагается ответственность за организацию взаимодействия с органами и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг на базе МФЦ, а также за выполнение иных возложенных на него функций.
Услуги, предоставляемые на базе МФЦ, устанавливаются перечнем Услуг, разрабатываемым на основе Типового перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области (приложение 3 к настоящей Концепции).
Организационная схема деятельности МФЦ состоит в следующем. Заявитель в целях получения Услуги, предоставление которой обеспечивается МФЦ, представляет в МФЦ заявление об оказании ему Услуги и минимально необходимый пакет документов (в соответствии с Административными регламентами), который заявитель может собрать самостоятельно со значительно меньшими затратами, чем сотрудники МФЦ. Подготовка полного пакета документов, необходимого для предоставления Услуги, согласование пакета документов с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями осуществляется МФЦ. Порядок исполнения основных функций МФЦ, а также требования к организации деятельности и взаимодействию сотрудников МФЦ с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении Услуг на базе МФЦ, устанавливаются регламентом организации деятельности МФЦ, разрабатываемым в соответствии с Типовым регламентом организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (приложение 2 к настоящей Концепции).
Взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и организаций при предоставлении Услуг на базе МФЦ осуществляется в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключаемыми Организатором МФЦ с соответствующими органами и организациями. При этом Организатор МФЦ:
разрабатывает типовые соглашения о взаимодействии при предоставлении Услуг на базе МФЦ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления и организациями;
координирует разработку Административных регламентов взаимодействия и их согласование с соответствующими органами и организациями;
определяет порядок и условия пользования МФЦ помещениями и иным имуществом в соответствии с действующим законодательством и заключенными соглашениями;
координирует работу по правовому обеспечению деятельности МФЦ и осуществлению межведомственного взаимодействия органов и организаций, предоставляющих Услуги на базе МФЦ.
МФЦ предполагается создавать на территориях муниципальных образований Самарской области с численностью населения не менее 50 тысяч человек. МФЦ могут создаваться в форме государственных (муниципальных) учреждений (бюджетных либо автономных).
Обеспечение транспортной доступности МФЦ для заявителей предполагает создание территориально-распределенных МФЦ, которые бы включали в себя:
центральный МФЦ;
филиалы МФЦ.
В целях создания МФЦ необходимо:
а) принять решение о необходимости создания государственного (муниципального) учреждения (бюджетного либо автономного) «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с учетом Типовых требований к созданию и организации работы многофункциональных центров (филиалов) предоставления государственных и муниципальных услуг (приложение 1 к настоящей Концепции);
б) обеспечить реализацию следующих этапов создания МФЦ:
формирование перечня взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, согласование его с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления;
анализ существующего порядка предоставления Услуг, которые предполагается оказывать на базе МФЦ (включает в себя:
определение состава участников заключаемых соглашений о взаимодействии при предоставлении Услуг на базе МФЦ;
определение последовательности действий заявителя при получении консолидированных (сложных) Услуг;
установление результатов каждой Услуги;
анализ автоматизации процессов предоставления Услуг и применяемого программного обеспечения, способов обмена информацией, возможности интеграции баз данных);
разработка финансово-экономической модели МФЦ (включает в себя:
прогнозирование потоков клиентов МФЦ;
расчет нормативов объема и финансовых нормативов предоставления Услуг в рамках МФЦ;
детальное обоснование штатной численности сотрудников МФЦ;
расчет текущих расходов МФЦ;
формирование стимулирующей системы оплаты труда для сотрудников МФЦ);
подготовка учредительных документов для создания государственного (муниципального) учреждения (бюджетного либо автономного) «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»;
проведение оптимизации процесса предоставления Услуг в МФЦ (включает в себя:
определение межведомственных связей и порядка межведомственного взаимодействия;
разработку оптимального порядка движения документов и информации между участниками заключаемых соглашений о взаимодействии при предоставлении Услуг на базе МФЦ;
определение способов освобождения заявителя от сбора документов и упрощения межведомственного взаимодействия);
определение перечня Административных регламентов и стандартов, иных нормативных правовых актов, разработка, изменение, дополнение которых потребуется при реализации проекта по созданию МФЦ;
разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих порядок деятельности МФЦ (включает в себя:
положение об МФЦ и регламент организации деятельности МФЦ;
«сквозные» Административные регламенты на основе проведенного анализа и планирования оптимизации;
межведомственные соглашения по предоставлению Услуг;
методику мониторинга качества и доступности предоставляемых Услуг);
разработка методических пособий и рекомендаций для специалистов МФЦ, проведение тренингов и обучающих семинаров с сотрудниками МФЦ;
подготовка и утверждение перечня дополнительных услуг, предоставляемых в помещении МФЦ (услуги юрисконсульта, адвоката, почты, отделений банков, единого расчетного центра, копировально-множительного бюро, фотомашин, телефонной связи, банкоматов, терминалов экспресс-оплаты);
принятие распорядительных документов о назначении ответственных лиц, разработка должностных инструкций специалистов, принятых на работу в МФЦ;
обустройство рабочих и присутственных мест в МФЦ в соответствии с Типовыми требованиями к созданию и организации работы многофункциональных центров (филиалов) предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе с обеспечением информационно-коммуникационной инфраструктурой;
тестовый запуск МФЦ;
обеспечение информационной поддержки функционирования МФЦ;
организация в МФЦ доступа к единому Интернет-порталу государственных услуг органов исполнительной власти Самарской области;
в) определить территориальную схему размещения филиалов МФЦ.
Предполагается использование следующей финансово-экономической модели создания МФЦ на территории Самарской области.
Финансирование создания и текущей деятельности МФЦ осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в зависимости от Организатора МФЦ, а также за счет средств внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством и соглашениями о взаимодействии при предоставлении Услуг на базе МФЦ.
Финансирование текущей деятельности МФЦ предполагается осуществлять в рамках государственного (муниципального) задания либо задания учредителя за счет средств соответствующих бюджетов.
IV. Особенности создания МФЦ в форме государственных учреждений Самарской области
На территории Самарской области МФЦ предполагается создавать прежде всего в форме государственных учреждений Самарской области.
Предметом деятельности МФЦ, создаваемых высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, будет являться организация необходимого взаимодействия, прием и выдача документов, информирование граждан и организаций, обработка персональных данных, связанных с предоставлением заявителям услуг органами исполнительной власти Самарской области. Вместе с тем на базе МФЦ планируется предоставление заявителям услуг, оказываемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления на основе заключаемых с высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области соглашений о взаимодействии при предоставлении Услуг на базе МФЦ. Конкретный состав органов и организаций, участвующих в предоставлении Услуг в соответствии с Административными регламентами, определяется соответствующими соглашениями о взаимодействии.
В помещении МФЦ может располагаться нотариальная контора, а также могут предоставляться банковские, юридические и иные услуги, необходимые для удобства заявителей.
В целях обеспечения организации предоставления государственных услуг, оказываемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, планируется заключение соглашений между МФЦ и указанными органами о размещении сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (договор аренды помещений МФЦ) для непосредственного взаимодействия с заявителями в случаях, когда требование такого взаимодействия установлено действующим законодательством.
Кроме того, для обеспечения предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг на базе МФЦ высший исполнительный орган государственной власти Самарской области заключает соглашения с органами местного самоуправления об организации предоставления ими муниципальных услуг на базе МФЦ с последующим размещением органами местного самоуправления муниципального заказа в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» в целях заключения с МФЦ муниципального контракта на выполнение работ (оказание услуг) по организации предоставления муниципальных услуг (прием и выдача документов, согласование пакета документов, информирование заявителей и т.п.). При этом полномочия МФЦ на исключительное оказание услуг по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами Самарской области о создании МФЦ.
В качестве альтернативного варианта допускается организация в МФЦ обособленных территориально удаленных рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления на основании заключаемых договоров аренды помещений МФЦ. В соглашениях, заключаемых МФЦ с органами и организациями, предоставляющими Услуги на базе МФЦ, определяются порядок и условия пользования помещениями и иным имуществом МФЦ.