(в редакции Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 13 октября 2009 г. № 2085)
(в редакции Приказа министерства социально-демографического развития Самарской области от 17 августа 2012 г. № 288)
Одним из основных направлений Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года является повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной защиты населения за счёт повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения.
Эффективность управления различными социальными процессами и системами зависит от полноты, доступности и достоверности информации о населении. Только на основе применения новейших информационных технологий возможно обеспечить новый уровень качества и доступности социальных услуг для населения области, а также внедрить наиболее передовые и прогрессивные стандарты социального обслуживания.
Исходя из основных положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации (от 07.02.2008 № Пр-212), основной целью информатизации сферы социальной защиты населения области является формирование и развитие на базе современных информационно-коммуникационных технологий единой информационной инфраструктуры, позволяющей повысить качество исполнения публичных обязательств по предоставлению гражданам социальных услуг и эффективность управления в социальной сфере.
В целях развития корпоративной сети Министерства организована её трехуровневая структура: Министерство, подведомственные учреждения и муниципальные управления социальной защиты, единые информационные окна по приему населения.
Выработаны основные принципы построения этой инфраструктуры:
- минимизация числа бумажных документов, необходимых для предоставления человеку социальной помощи;
- наличие центральной базы данных, где представлена информация от всех учреждений социальной защиты, для организации централизованной системы социальных выплат, а также информационной поддержки принятия управленческих решений;
- организация взаимного обмена данными между центральной базой данных и базами данных учреждений социальной защиты населения;
- пополнение центральной базы данных социально значимыми сведениями от других ведомств и организаций;
- обеспечение возможности для населения Самарской области оформления различных льгот и видов социальной помощи в одном месте (принцип «единого информационного окна по приему населения»).
Количество информационных узлов в структуре социальной защиты населения Самарской области увеличилось со 140 в 2005 году до 243 в 2008 году, а количество автоматизированных рабочих мест - с 1 898 до 3 626 соответственно.
В Министерстве динамично развивается центральная база данных - Социальный кадастр, который необходимо ежедневно актуализировать для обеспечения ежедневного назначения мер социальной поддержки населению и организации социального обслуживания.
В целях обеспечения информатизации оказания социальной защиты гражданам в Министерстве внедрена и ежедневно администрируется система управления базами данных ORACLE 9i. Для своевременного получения обновлений программного обеспечения, а также консультаций, необходима техническая поддержка сертифицированного центра компании ORACLE, требующая ежегодного продления.
Начиная с 2005 года, ведутся работы по организации информатизации назначения мер социальной поддержки на поселенческом уровне. Специалистам органов социальной защиты населения в режиме on-line доступна вся необходимая информация для назначения социальных выплат или консультаций, так как единые информационные окна по приему населения соединены с базами данных различными скоростными каналами связи. В муниципальных образованиях Самарской области в 2005 году действовало 26 единых информационных окон по приему населения, в 2008 году - 91, в 2009 году планируется открытие еще 20 единых информационных окон по приему населения.
В целях обеспечения развития корпоративной сети Министерством координируются мероприятия по использованию различных каналов связи - выделенные линии, спутниковая связь, радиосвязь. Ежегодно необходимо осуществлять сопровождение развития коммуникационной среды Министерства и увеличение количества интернет - трафика.
В соответствии с федеральными законами «Об электронной цифровой подписи», «О персональных данных», постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» планомерно проводятся мероприятия по защите и оснащению лицензионными программными продуктами рабочих станций. В рамках Ведомственной программы необходимо осуществлять ежегодное приобретение антивирусных программ как для серверов, так и для персональных компьютеров.
Абзац утратил силу - Приказ министерства социально-демографического развития Самарской области от 17 августа 2012 г. № 288
Своевременное назначение мер социальной поддержки и социальное обслуживание граждан невозможны без разработки, централизованного внедрения и сопровождения Министерством соответствующих прикладных программных комплексов, в настоящее время их 46. Ведомственной программой предполагается проводить мероприятия по дальнейшему развитию прикладных программных комплексов.
В Министерстве разработан центральный программный комплекс «Человек», под управлением которого необходимо организовать работу всех прикладных программных комплексов, в том числе и планируемых к созданию в рамках Ведомственной программы.
В рамках решения задач Ведомственной программы предусмотрено совершенствование программного комплекса «Централизованная система социальных выплат» для непосредственной организации адресной социальной поддержки населения области и своевременного принятия управленческих решений.
В настоящее время 1 млн. 200 тыс. жителей Самарской области получают различные социальные выплаты, учитывая, что каждый из них может получать несколько выплат по разным основаниям, общее число получателей составляет свыше 2 млн. человек. На начало 2008 года количество производимых населению социальных выплат составило 97, в 2009 году - 107 видов. Применение информационных технологий позволяет оперативно внедрить в действие принимаемые нормативные правовые документы без непосредственного участия граждан и предоставления дополнительных документов.
Ведомственной программой предусмотрено также материально-техническое оснащение организации оказания мер социальной поддержки граждан.
Нестационарное социальное обслуживание населения осуществляется в 47 государственных учреждениях Самарской области, где получают услуги более 55,8 тыс. человек. В 2007 году разработан программный комплекс «Центр социального обслуживания». В целях информатизации процессов социального обслуживания граждан Ведомственной программой предусмотрено совершенствование и развитие программного комплекса «Центр социального обслуживания» для организации:
- формирования банка данных о лицах, нуждающихся и получающих гарантированные социальные услуги;
- ведения отчетной документации об обслуживании клиентов,
- контроля оплаты стоимости услуг из различных источников финансирования;
- анализа социальной и демографической ситуации.