Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2013)



Таблица N 1


 Динамика объемов образования отходов на территории Самарской области за 1994 - 2007 годы

Наименование

Объемы образования отходов по годам, тыс. тонн

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Промышленные отходы

450,0

500,0

700,0

750,0

992,7

1050,0

1262,2

1258,9

1745,7

1961,5

1957,8

2339,8

3703,7

4221,2

Бытовые отходы

600,0

700,0

750,0

780,0

800,0

900,0

944,0

1229,0

1766,6

1905,1

1592,6

1653,9

1584,7

1320,0 <1>

Всего

1050,0

1200,0

1450,0

1530,0

1792,7

1950,0

2206,2

2487,9

3512,3

3866,7

3550,4

3993,2

5288,5

5541,2

     ________________

<1> Данные статистики, основанные на форме отчетности 2-ТП, в отсутствие контроля за достоверностью вносимых параметров не отражают реальную картину по объемам образования отходов. По оценкам, с учетом норм накопления отходов, представленных в СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", на территории Самарской области в статотчетности за 2007 год не учтено порядка 460 тыс. тонн твердых коммунальных отходов.

Существующая система обращения с твердыми коммунальными отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не обеспечивает исполнения требований природоохранного законодательства. Более двух третей образующихся на территории области отходов захораниваются на полигонах и несанкционированных свалках. При этом потери ресурсной составляющей отходов экспертно оцениваются в 3,5 млрд. рублей, а наносимый ущерб от загрязнения окружающей природной среды - в 1,8 млрд. рублей в год. Несанкционированное размещение отходов происходит на территориях всех муниципальных образований. Объекты захоронения, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 21 объекта захоронения отходов, расположенных на территории Самарской области, только 3 созданы в соответствии с проектами, имеющими необходимые согласования, включая должным образом оформленный землеотвод, и не требуют изменения своего функционального назначения и технологических решений. Остальные объекты в своем большинстве не имеют актов о вводе в эксплуатацию, их функционирование осуществляется с грубыми нарушениями установленных законодательством норм.

Общее количество несанкционированных свалок на территории Самарской области, по данным муниципальных образований, составляет около 500. Реально, по экспертным оценкам, их более 2000, а объем накопленных на них отходов (10,6 млн. куб. м, или 2385 тыс. тонн) сопоставим с объемами наполнения наиболее крупных организованных полигонов. Основными причинами такого положения дел являются необеспеченность городских округов и муниципальных районов достаточным количеством объектов размещения (из 37 муниципальных образований Самарской области лишь в 16 имеются мощности по организованному размещению твердых бытовых отходов), а также техническими средствами сбора и транспортировки отходов. Десятки сельских населенных пунктов не охвачены услугами по сбору, транспортировке и размещению отходов. В 2007 году, по официальным данным статистики, на территории области было образовано 1320,0 тыс. тонн твердых бытовых отходов, из которых на полигонах размещено лишь 1070,056 тыс. тонн. Таким образом, значительная доля отходов (250 тыс. тонн, или 19%) была рассеяна в природной среде.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.08.2003 N 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных образований, которые утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет. На сегодняшний день только 13 муниципальных образований исполняют требования законодательства в этой части, еще 7 схем очистки были приняты до 2004 года и не обновлялись. Таким образом, в 17 муниципальных образованиях Самарской области схемы очистки никогда не разрабатывались.

Материально-техническая база сферы обращения с отходами в муниципалитетах находится в неудовлетворительном состоянии. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков. Недостаток специальной техники по вывозу мусора (дефицит составляет около 40% от необходимого количества) и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов.

Особенностью Самарской области является наличие большого количества объектов размещения углеводородсодержащих отходов (шламовые амбары, пруды дополнительного отстоя, илонакопители и т.д.), которые были образованы при разработке нефтяных месторождений в период 40 - 70-х годов. На территории региона насчитывается около 40 таких хранилищ. Большинство из них являются бесхозяйными, объем накопленных углеводородсодержащих отходов оценочно достигает 200 тыс. тонн. Накопители крупных нефтепромышленных комплексов занимают десятки гектаров выведенных из хозяйственного использования территорий и являются объектами экологической, пожарной и санитарно-гигиенической опасности. По мере строительства современных резервуарных парков хранения сырья и продуктов, шламонакопителей с высоким уровнем инженерной защиты окружающей среды старые объекты размещения нефтешламов выводятся из эксплуатации, но продолжают оставаться источниками комплексного загрязнения всех компонентов экосистем.

Дефицит строительных площадок, наличие больших объемов ветхого и аварийного жилья обуславливают проблему размещения отходов строительства и сноса. По предварительной оценке объемы образования таких отходов на территории Самарской области составляют около 470 тыс. тонн в год. Этот объем отходов образован в основном на предприятиях промышленности строительных материалов и частично вовлечен в повторную переработку. В указанном объеме отходов не учтены отходы, образующиеся непосредственно на строительных площадках при строительстве, реконструкции или сносе зданий и сооружений. Их объем достигает 300 тыс. тонн в год. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Помимо негативного влияния на состояние окружающей среды, утрачивается возможность дальнейшего использования строительных отходов как ценных строительных материалов для дорожных работ, производства бетона и т.п.

Согласно данным статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2007 год в Самарской области использование промышленных отходов составляет 56,6% от общего количества. Переработка же твердых бытовых отходов осуществляется единственным на территории Самарской области заводом в г. Тольятти, на котором перерабатывается порядка 10% от общего объема образующихся твердых бытовых отходов. В то же время сортировка твердых коммунальных отходов на полигонах осуществляется стихийно (исключение составляет сортировочная станция ООО "Повтор", открывшаяся в Тольятти в мае текущего года), а доля их использования в качестве вторичных ресурсов не превышает 15%. Для сравнения, в развитых европейских странах (Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии и Нидерландах), где отходы рассматриваются в первую очередь как ценный источник вторичного сырья, повторное вовлечение твердых бытовых отходов в технологический цикл производства составляет от 30 до 50% и выше.

Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике региона, являются:

1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов (отсутствие в законодательстве Самарской области правовых норм, регламентирующих вопросы сбора и использования вторичных ресурсов, является одним из факторов, препятствующих развитию бизнеса по переработке отходов и, соответственно, увеличению доли их повторного потребления в производственно-технологическом цикле предприятий);

2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки;

3) отсутствие системного подхода к организации сбора отходов, направленного на извлечение вторичных ресурсов;

4) несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований;

5) неудовлетворительное состояние материально-технической базы муниципалитетов (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);

6) неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие возможности стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку;

7) недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции.

Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Самарской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами (более 100). Принимаемые администрациями городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер и не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, современных технологий обращения с отходами и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему.

Сложившаяся в Самарской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. Таким образом, реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках.

Основными недостатками действующего нормативного правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их использования в качестве вторичных ресурсов являются:

отсутствие нормативных положений, регламентирующих организацию сбора отходов в целях их полезного использования в качестве вторичных материальных ресурсов, развития рынка вторичного сырья;

отсутствие дифференцированного подхода к регулированию сбора и использованию вторичных материальных ресурсов в зависимости от экономических условий для сбора и переработки их определенных видов, степени обеспеченности экономики области ресурсами первичного сырья;

недостаточность нормативно закрепленных инструментов экономического регулирования процесса сбора и переработки отходов и стимулирования развития малого и среднего бизнеса в этой сфере;

отсутствие экономических стимулов по сокращению добычи и переработки первичного сырья и энергоносителей за счет использования вторичных ресурсов;