Государственная политика Российской Федерации в области обращения с отходами ориентирована на ресурсосбережение и охрану окружающей природной среды. Очистка территорий муниципальных образований от коммунальных отходов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. В целях соблюдения норм статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" муниципалитеты разрабатывают генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов от коммунальных отходов.
Программными мероприятиями предусмотрена разработка в 2010 году генеральных схем очистки территорий муниципальных образований с частичным софинансированием из средств бюджета Самарской области. Проектные решения схем будут направлены на внедрение раздельного сбора, максимальное использование отходов в качестве вторичных ресурсов, ликвидацию несанкционированных свалок и снижение общего объема размещаемых отходов.
В генеральных схемах будут решены вопросы очистки не только селитебных территорий, но также пляжей, рекреационных зон, садово-дачных массивов, объектов частного сектора, особо охраняемых природных территорий.
Генеральные схемы очистки территорий муниципальных образований будут являться составной частью генеральной схемы очистки территории Самарской области, в которой будут отражены мероприятия по обращению с отходами в целом по области. В частности, генеральная схема очистки Самарской области будет содержать информацию о необходимости строительства межмуниципальных объектов размещения отходов и оптимальной дислокации сортировочных и перерабатывающих производств с учетом логистики.
В рамках Программы планируется проведение эксперимента по организации раздельного сбора отходов в сельских населенных пунктах Волжского района, наиболее приближенного к местам утилизации и переработки отходов, а также Шигонского района, имеющего большое количество объектов рекреации, в том числе федерального значения.
В Самарской области имеется опыт организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов в г.о. Новокуйбышевск. Получены положительные результаты. Но специфика территорий не позволяет распространять какую-либо одну универсальную модель. Практика подтверждает готовность населения крупных городских округов участвовать в раздельном сборе, однако готовность участия населения небольших населенных пунктов сельских районов нельзя спрогнозировать.