Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2012 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2013)



Таблица N 2


 Секторальный состав лицензированных организаций в Самарской области

N сектора

Наименование сектора

Доля в общем количестве организаций, %

1

Сбор и транспортировка отходов

41

2

Специальный сбор и переработка замазученных грунтов, нефтешламов, отработанных масел

18

3

Эксплуатация объектов размещения отходов

17

4

Переработка аккумуляторных батарей, черных и цветных металлов

8

5

Сбор, транспортировка и переработка прочих видов промышленных отходов

7

6

Переработка бумаги и картона

4

7

Переработка мясокостных отходов

2

8

Переработка резинотехнических отходов

2

9

Переработка ТБО

1

Всего

100




В 2004 году на территории области образована Ассоциация "Обращение с отходами" - некоммерческая организация, объединяющая организации, являющиеся операторами рынка вторичных ресурсов либо каким-то образом задействованные в сфере обращения с отходами на территории региона. По состоянию на 01.01.2009 в Ассоциацию входят 34 организации Самары, Новокуйбышевска, Тольятти и других городов области.

В регионе имеются фундаментальные и прикладные научные структуры, проектные организации, консалтинговые и аудиторские фирмы, инвестиционные компании, общественные и экологические организации, которые также являются потенциальными субъектами кластера использования вторичных ресурсов.

Развитие интеграции субъектов обращения с отходами требует организационного оформления в рамках кластерной стратегии, реализуемой Правительством Самарской области.

Преимущества кластерных объединений очевидны, и их можно определить как приоритетное направление дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности предприятий индустрии рециклинга:

содействие в создании и функционировании системы использования вторичных ресурсов;

объединение ресурсов на основе региональных механизмов для внедрения современных технологий переработки отходов;

разработка и внедрение информационно-технических систем и их использование в рамках единого информационного пространства;

совместная подготовка кадров всех уровней - от лицеев до вузов;

сотрудничество с зарубежными предприятиями по обмену передовым опытом и новейшими достижениями в отрасли и др.

В сложившейся ситуации приоритетным направлением обеспечения реализации целей, определенных стратегическими документами Российской Федерации и Самарской области, является разработка и реализация кластерного подхода к построению единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие системы очистки муниципальных образований Самарской области от коммунальных и промышленных отходов, которые должны базироваться на стратегическом курсе сокращения полигонного захоронения и создания индустриальной базы переработки отходов, расширения их использования в экономике в качестве вторичного сырья. Организация комплекса производств по переработке утилизируемых фракций твердых коммунальных отходов позволит не только повысить качество окружающей среды, но и создать новую промышленную отрасль в экономике региона.

Исходя из вышеизложенных концептуальных подходов современная технологическая схема обращения с отходами на территории Самарской области должна строиться на основе следующих принципов:

1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.

2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.

3. Укрупнение объектов утилизации отходов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных полигонов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг.

4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий переработки отходов потребует значительных инвестиций. Основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов. С целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней развитие системы обращения с отходами должно быть основано на максимальном использовании механизмов государственно-частного партнерства. При этом инвестиции в развитие объектов обращения с отходами производства и потребления со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны осуществляться либо в коммерчески невыгодные объекты сбора отходов (оборудование площадок накопления и временного хранения, организация экспериментов по раздельному сбору), либо в объекты, которые могут быть в последующем переданы инвесторам на коммерческих (в том числе инвестиционных) условиях.

5. Применение кластерного подхода к построению системы обращения с отходами и использования вторичных ресурсов. Кластер является перспективной для Самарской области формой поддержки бизнеса. Консолидация усилий взаимозависимых партнеров для решения общих задач становится главным фактором развития региональной интеграции.

Масштабность и сложность задачи, наличие в ней значительного межотраслевого, межмуниципального и межрегионального аспектов, необходимость комплексного подхода и организации взаимодействия органов публичной власти всех уровней, хозяйствующих субъектов и населения обуславливают ее решение программно-целевыми методами. Только такой подход позволяет сконцентрировать для решения этой задачи необходимые финансовые, организационные, технические и научные ресурсы, привлечь значительные объемы внебюджетных инвестиций.

Настоящая Программа не затрагивает вопросы обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.