Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года" (с изменениями на 18 октября 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время социально-экономическое развитие Самарской области во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области (далее - автодорога Самарской области) имеет высокую степень износа и практически исчерпала свою пропускную способность.

Парк автотранспортных средств в Самарской области ежегодно увеличивается. На долю автомобильного транспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов и междугородных пассажирских перевозок. Темпы развития автодорог Самарской области отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, которая должна служить определяющим фактором для перспектив развития автодорог.

В настоящее время более 488,63 километра автодорог Самарской области достигли предела пропускной способности, около 83 километров таких дорог работают в режиме перегрузки, что приводит к систематическим транспортным заторам, особенно в летние месяцы.

Доля дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), произошедших по причине сопутствующих дорожных условий, связанных как с неудовлетворительным содержанием автодорог Самарской области, так и с их недостаточным техническим оснащением, составляет 22 процента общего количества дорожно-транспортных происшествий.

На автодорогах Самарской области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, чему в значительной степени способствует перегруженность и состояние автодорог. Также существуют проблемы и с пропуском транзитного автомобильного транспорта по улично-дорожной сети городов и населенных пунктов Самарской области.

Самарская область является одним из крупнейших транспортных узлов России. Через нее пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Республику Казахстан. Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт.

По территории Самарской области проходит автомобильная дорога общегосударственного значения М-5 "Урал". По этой автомобильной дороге перевозятся грузы из Европы на Урал и в Сибирь. Самарская область связана автомобильными дорогами федерального значения с Республикой Казахстан и другими государствами Средней Азии и южными регионами Российской Федерации.

В качестве транспортного пути большое значение имеет река Волга. Ее протяженность в границах Самарской области составляет 270 км. Речные порты Самара и Тольятти принимают суда системы "река-море", имеют развитые подъездные коммуникации и погрузочно-разгрузочные комплексы. Выходы почти во все порты Средиземноморья, Скандинавии, Каспия и реки Дунай осуществляются через порты Волго-Донской и Балтийско-Беломорской системы.

Через Самарскую область проходит несколько воздушных магистральных авиалиний российского и международного значения.

Важным элементом транспортной системы области являются трубо- и газопроводы, на долю которых приходится около 39% грузоперевозок.

На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортно-коммуникационная система, обеспечивающая федеральные и региональные связи во всех направлениях. В южном направлении (Самара - Уральск - Актюбинск и далее) осуществляются связи с западными территориями Республики Казахстан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном. В восточном направлении через Самарскую область осуществляются связи с восточными территориями Республики Казахстан, Сибирью и Дальним Востоком.

Объемы перевозок грузов организациями транспорта в 2008 году приведены в таблице N 1.

Таблица N 1

Объемы перевозок грузов организациями транспорта в 2008 году

Наименование              

Объем перевозок         

Всего в  
2008 году,
тыс. тонн

%    
к 2007  
году   

2007 год в
% к 2006  
году    

Организации железнодорожного транспорта

2,110   

85,08  

103,77   

Организации автомобильного транспорта  

10100   

107,45  

100,00   

Организации речного транспорта         

6400   

71,11  

130,43   

Организации             трубопроводного
(нефтепроводного) транспорта           

28200   

98,5   

98,62   


Состояние сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области и дорожного хозяйства


Основой дорожной сети Самарской области является сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 8 тыс. км, включающая автомобильные дороги федерального значения, автодороги Самарской области.

Структура сети автомобильных дорог, расположенных на территории Самарской области, приведена в таблице N 2.

Таблица N 2

Структура сети автомобильных дорог, расположенных на территории Самарской области, по состоянию на 1 января 2009 года

Классификация  
автодорог    
в зависимости  
от их значения  

Протяженность,
км      

В том числе по категориям, км     

I   

II   

III  

IV    

V   

Федеральные      

686,26    

85,2

223,18

361,28

22    

14,4

Региональные или
межмуниципальные

7017,564   

75,61

388,23

1292,6

5136,93

124,2


Из приведенных показателей видно, что на 66,7 процента сеть автодорог Самарской области состоит из дорог IV категории.