Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 05.09.2007 №159 «О Концепции формирования в Самарской области электронного правительства до 2010 года»

5.3.4. Создание социального паспорта и внедрение социальной карты жителя Самарской области

Социальный паспорт жителя Самарской области с помощью пополняемых структур данных позволяет интегрировать социально значимую информацию о каждом человеке, обеспечивает осуществление адресного взаимодействия населения и органов власти, персональный подход к решению проблем. Социальный паспорт жителя Самарской области описывает потребности и возможности жителя Самарской области в различных аспектах его жизни и базовые сведения о самом человеке.

Основные проектные решения для создания социального паспорта жителя Самарской области были предложены министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 18.05.2002 №117 «О разработке проекта «Социальный паспорт жителя Самарской области».

Доступ к информации социального паспорта жителя Самарской области, который существует в электронном виде в форме распределенных информационных систем, предоставляется гражданину посредством социальной карты жителя Самарской области - микропроцессорной пластиковой карточки-ключа. С ее помощью владелец может активировать любой интернет-киоск, расположенный для широкого доступа в общественно значимых местах на территории Самарской области.

Положение о социальной карте жителя Самарской области было утверждено постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2007 №31.

Сама по себе пластиковая карточка содержит только краткие сведения о владельце и пароль для доступа к государственным информационным системам и программному агенту, который представляет его интересы во взаимодействии с органами власти и действует от его имени и по поручению. При необходимости этот агент может собрать, показать или распечатать по запросу владельца всю информацию его социального паспорта, размещенную в различных органах исполнительной власти области или других государственных учреждениях. Для обеспечения конфиденциальности эта информация, собранная воедино, существует лишь ограниченное время: пока карточка физически находится в считывателе Интернет - киоска до завершения сеанса связи с системой. Программный агент владельца социальной карты жителя Самарской области обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти. Например, при изменении законодательства программный агент должен выбрать только такие положения нормативных правовых актов, правовых баз знаний, изменения которых непосредственно относятся к владельцу социальной карты жителя Самарской области в соответствии с его текущим социальным, имущественным или правовым статусом.

К каждой социальной карте жителя Самарской области будет «привязан» социальный счет, который будет сформирован на основе общественных фондов потребления и сможет использоваться владельцем для безналичной оплаты услуг.

Таким образом, каждый человек станет участником системы управления регионом. В результате социальные деньги, принадлежащие владельцу карты, «придут» вслед за ним туда, где ему на самом деле будут предоставлены наилучшие по качеству и цене услуги, и, как следствие, эти деньги получит на свой счет только наиболее подходящий для него врач, талантливый театр, популярный спортивный зал.

Сохранение информации об изменениях в социальном паспорте открывает возможность и для построения индивидуальной «линии жизни» каждого жителя Самарской области. Человек с момента своего рождения начинает получать дотации от государства, а потом постепенно начинает возвращать государству «свой долг». В какой-то временной отрезок он полностью покрывает затраченные на него государством средства и уже начинает приносить доход в бюджет государства. В момент его ухода на пенсию государство снова начинает нести дополнительные расходы на пенсионное обеспечение и другие социальные нужды, тем самым возвращая часть полученной прибыли и заботясь о достойной жизни гражданина.

Одной из основных задач, которые должна позволить решать комплексная система управления регионом, является поиск и принятие решений, на основе которых станет возможной оптимизация «линии жизни» каждого конкретного жителя Самарской области, а значит и повышение потенциала развития самого региона.

Такую «линию жизни» можно построить для группы людей. Она будет характеризовать потенциал жителей всего региона, и основные задачи государственного управления будут сводиться к демографическому «омоложению» населения, начинающего активно работать или возвращающего инвестиции, уменьшению объема и срока дополнительных выплат, когда пенсии уже не хватает.

Таким образом, Правительство Самарской области получает возможность формировать и поддерживать непрерывное обновление информационных карт жителей Самарской области. Это позволит строить прогностические модели структурных изменений состава населения на конкретном временном интервале, проводить мониторинги социально уязвимых групп населения, а постоянно меняющаяся информационная база станет основой для разработки новых программ адресной поддержки и гуманитарного развития жителей Самарской области.

Региональная система социальных карт, встроенная в общероссийскую и имеющая унифицированный формат данных, позволяет создать принципиально новый механизм обслуживания населения со стороны государственных органов, не разрушая сложившейся инфраструктуры и организационных механизмов взаимодействия со всеми категориями населения.

В результате реализации Концепции социальные карты должны быть у большинства жителей Самарской области. На сегодняшний день в системе социальных карт участвуют более ста тысяч жителей Самарской области, которые на основе персонификации обращаются к региональному социальному порталу и получают социально ориентированные услуги, в том числе банковские. При этом обеспечивается:

защищенность социальных средств;

снижение сроков получения социальных выплат: не более одного дня, а в случае наличия собственного процессингового центра - не более часа;

зачисление всех выплат на банковские счета держателей;

прозрачность и адресность всех операций;

открытие персональных банковских счетов каждому держателю; возможность зачисления других средств, кроме социальных выплат;

получение уведомительных информационных сообщений со стороны государственных и муниципальных органов в свой «персональный кабинет» (официальный персональный ящик электронной почты).

Учитывая социальную значимость проекта, предполагается:

осуществлять начисление процентов на остатки по счетам, открытым в рамках социального паспорта жителя Самарской области;

обеспечить предоставление кредита по дополнительному договору с держателем;

обеспечить предоставление скидок по социальным картам со стороны торговых организаций по тем предприятиям, которые войдут в систему социальной помощи;

осуществлять коммунальные и иные платежи через банкоматы и платежные терминалы Интернет-киосков;

обеспечить прием наличных денежных средств от держателей (по их желанию) на открытые карточные счета.

Развивая приложения социальной карты, можно обеспечить персонифицированную оплату проезда в городском и междугороднем транспорте, лекарственного обеспечения, других сервисов. Предполагается использование социальной карты в качестве библиотечного абонемента, средства безналичной оплаты в школьных столовых, электронных аналогов студенческих билетов и т.п. Социальная карта и интернет-киоски являются средством защищенного доступа к государственным информационным ресурсам и своим персональным данным. Персональная электронная цифровая подпись, которую предполагается размещать на каждой социальной карте, в частности позволит дистанционно оформлять заявления на предоставление государственных услуг.

Работы по развитию системы социальных карт должны вестись в рамках системы адресного взаимодействия с населением для более полного удовлетворения потребностей человека, развития системы услуг, предоставляемых посредством социальной карты. Проведение социологических опросов для изучения уровня удовлетворенности населения качеством и полнотой информации социального паспорта позволит оперативно координировать развитие концепции социального паспорта, учесть мнение каждого жителя региона.

Социальная карта не только позволит воспользоваться информационными и банковским приложениями, получать адресные государственные услуги, защищать персональные данные, но и станет в итоге «электронным паспортом» гражданина.