Информатизация в органах государственной власти как процесс внедрения новых информационных технологий, средств сбора, передачи, хранения и обработки информации в условиях взаимодействия множества субъектов успешно решает поставленные задачи только при наличии координирующего центра, обеспечивающего информационное взаимодействие, в частности структуры управления региональными автоматизированными информационными системами.
На федеральном уровне информационное взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается на основе использования программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра (далее - ОГИЦ), предоставляющего ресурсы и обеспечивающего взаимодействие в рамках оказания государственных услуг в электронном виде.
На региональном уровне необходимо создание информационного центра, аналогичного ОГИЦ - государственного бюджетного учреждения Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами», включающего в себя, в частности, центр хранения и обработки данных для государственных и муниципальных информационных систем, удостоверяющий центр для развёртывания инфраструктуры электронной цифровой подписи, телефонный центр обработки инцидентов.
Основными целями создания государственного бюджетного учреждения являются:
повышение эффективности управления в регионе на основе использования оперативной информации о состоянии объектов учета (имущество, территории, налоговая база и т.п.) в масштабе всей области и с детализацией вплоть до конкретного поселения;
обеспечение организационной и технологической интеграции федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсов и систем (региональный компонент ОГИЦ);
выработка единого подхода и стандартов сопровождения автоматизированных информационных систем, обеспечение соответствия параметров информационного взаимодействия требованиям к технологиям, форматам, протоколам, унифицированным программно-техническим средствам и к их применению, предъявляемым ОГИЦ, при условии оптимизации и обеспечении высокого уровня безопасности информационных потоков между органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Основными задачами информационного обмена, решаемыми с помощью информационного центра в Самарской области, должны стать следующие:
обеспечение взаимодействия используемых информационных систем и оценка эффективности использования автоматизированных информационных систем;
предоставление авторизованного доступа государственных автоматизированных информационных систем различного уровня к государственным информационным ресурсам Самарской области;
обеспечение информационной безопасности функционирующих на территории Самарской области региональных информационных систем и защита персональных данных в ходе информационного взаимодействия;
формирование, хранение, техническое администрирование и сопровождение баз данных, содержащих федеральные и муниципальные информационные ресурсы (региональный государственный дата-центр);
обеспечение работы ситуационного центра Правительства Самарской области;
организация соблюдения стандартов и формирование единого подхода к построению различных ведомственных автоматизированных информационных систем на региональном уровне;
техническое обеспечение межведомственной интеграции ресурсов.
Решение данных задач будет способствовать повышению эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления в Самарской области, в том числе в части предоставления государственных услуг в электронном виде населению и организациям.
Практическая реализация обозначенных направлений должна осуществляться путем совершенствования существующей региональной инфраструктуры и включения, по мере готовности, новых информационных систем по отдельным сферам государственной деятельности на основе единых стандартов.
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использовать региональный центр обработки данных для формирования и размещения информационных баз данных муниципального уровня.
В информационно-технологической инфраструктуре регионального информационного центра должны быть созданы региональный и муниципальные уровни:
государственного регистра населения, обеспечивающего защищенный автоматизированный обмен персональными данными между различными системами учета населения в рамках устанавливаемых регламентов, а также возможность однозначной идентификации личности в них;
государственного кадастра объектов недвижимости, обеспечивающего учет их размещения и технического состояния;
государственного реестра прав на объекты недвижимости, обеспечивающего их учет в рамках государственной регистрации;
единой государственной геоинформационной системы, обеспечивающей инфраструктуру хранения пространственных данных;
регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки;
государственного кадастра природных ресурсов;
кадастра отходов;
государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
системы государственной статистики;
системы функционирования электронной подписи, обеспечивающей возможность безопасной передачи и однозначного установления авторства и целостности электронных документов и сообщений;