Дошкольное воспитание - важная первоначальная ступень в системе непрерывного образования. Инвестиции в эту сферу направлены на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование, формирование и развитие личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, его физического и психологического здоровья. Система дошкольного образования обеспечивает гражданам страны социальные гарантии, дает возможность родителям, имеющим детей дошкольного возраста, реализовать себя в сфере трудовой деятельности, создавать материальные условия для укрепления семьи, полноценного воспитания и развития детей, в конечном счете обеспечивая стратегические приоритеты России.
Сегодня развитие дошкольного образования в городском округе Самара предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования большинству жителей городского округа Самара. Целенаправленная работа Администрации городского округа Самара, всех заинтересованных организаций, учреждений и ведомств по расширению сети дошкольных учреждений позволит снизить очередность в дошкольные учреждения.
Уровень рождаемости в городском округе Самара с 2000 года незначительно, но стабильно растет (в 2007 году в городе родилось около 11,3 тысячи детей), при этом в Самаре отмечается один из самых низких уровней младенческой смертности.
Показатель рождаемости в 2007 году составил 9,8 человека на 1000 жителей. Уровень рождаемости увеличился на 8% и приближается к показателям 1991 года (наибольшей рождаемости за последние десятилетия). Динамика рождаемости по городскому округу Самара представлена в таблице:
Год | 1991 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из 65800 детей дошкольного возраста по состоянию на 1 января 2008 года муниципальные дошкольные учреждения посещают 33015 детей - 50,2%.
Количество очередников в дошкольные учреждения на 1 мая 2008 года составляет 16108 человек.
Возраст | Обеспечены | Количество | Планируется зачислить |
1,5 - 3 | 4979 | 7791 | 3380 |
3 - 7 лет | 28036 | 8317 | 755 |
ИТОГО | 33015 | 16108 | 4135 |
Таким образом, имеющаяся сегодня в городском округе Самара сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (200 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 6 начальных школ - детских садов и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений, 6 негосударственных и 10 ведомственных детских садов), не обеспечивает спрос на услуги дошкольного образования.
Сокращение количества дошкольных образовательных учреждений с 420 в 1997 году до 206 к 2007 году произошло в период демографического спада (если суммарный коэффициент рождаемости в 1986 - 1987 годах был равен 2,19, то к 1999 году понизился до 1,16, почти вдвое). Здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду (или в полное распоряжение ведомствам и неведомственным организациям) и использовались до настоящего времени не по назначению. Охват детей муниципальной системой дошкольного образования в городе сократился с 75% до 50%.
Вместе с тем следует также отметить, что большинство действующих детских садов, особенно в Самарском, Ленинском, Куйбышевском, Красноглинском районах, составляют помещения, либо построенные по старым проектам, либо расположенные на первых этажах жилых домов, без физкультурных залов и спален, без участков для прогулок. Условия пребывания детей в 20 детских садах этих районов не соответствуют требованиям СанПиН, а остальные детские сады имеют наполняемость больше нормы в 1,5 раза.
Для решения проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях необходимы следующие меры:
- увеличение количества групп за счет использования внутренних резервов - открытие дополнительных групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях;
- возврат зданий бывших детских садов в сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений; капитальный ремонт и реконструкция этих зданий;
- строительство новых детских садов;
- открытие на базе общеобразовательных учреждений дошкольных отделений (групп).
Для определения потребностей в местах в дошкольных образовательных учреждениях и степени удовлетворенности родителей дошкольным образованием необходимо создать систему мониторинга качества образовательных услуг. Это позволит реагировать на изменения социального заказа в образовательной области и принимать рациональные управленческие решения. Для обеспечения качества дошкольного образования важно разработать единые требования к содержанию обучения детей в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для полноценного развития ребенка как гарантии его успешности во взрослой жизни.
Строительство дошкольных образовательных учреждений осуществляется в рамках областной инвестиционной программы и в рамках бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности городского округа Самара. В рамках данной Программы вопрос строительства детских садов не рассматривается.
Таким образом, комплекс мер по развитию дошкольного образования должен осуществляться по двум основным направлениям:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- расширение сети дошкольных учреждений и обеспечение его качества.