Недействующий

Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности Самарской области на 2009 - 2015 годы» (с изменениями на 6 декабря 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)

Пожары занимают особое место среди чрезвычайных ситуаций, социально-экономические потери от них гораздо более значительны, чем от чрезвычайных ситуаций других видов.

Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются факторами, негативно влияющими на состояние экономики и  дестабилизирующими социально-экономическую обстановку.

Ежегодно в Самарской области происходит более 4600 пожаров,  в огне гибнет более 300 человек, около 380 получают травмы. Огнем ежегодно уничтожается или повреждается более 1000 строений и 160 единиц техники.

Пожары наносят экономике области значительный ущерб.

Прямой материальный ущерб от пожаров ежегодно составляет более 150 млн. рублей, а с учетом расходов на восстановление, неполучения доходов, затрат на восстановление здоровья людей ежегодные общие материальные потери от пожаров составляют более 1,9 млрд. рублей.

Сложившееся положение дел с пожарами в Самарской области стало следствием сложных социально-экономических явлений, происходящих в обществе, недостаточного выделения средств на выполнение противопожарных мероприятий на объектах с массовым пребыванием людей и в жилом фонде, на развитие материально-технической базы пожарной охраны и повышение уровня боевой готовности пожарных подразделений, сокращения числа ведомственной и добровольной пожарной охраны в связи с отказом собственников от ее содержания.

Как показывает статистика, более 80 % всех пожаров на территории области ликвидируется подразделениями Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), 16% - населением до прибытия  

подразделений ГПС, 1,5% - подразделениями добровольной пожарной  охраны, остальные пожары тушатся другими видами пожарной охраны.

Основная роль в тушении пожаров на территории муниципальных районов принадлежит подразделениям противопожарной службы Самарской области, численность которой составляет лишь 32% от нормативной.

В силу ряда причин состояние материально-технической базы пожарных подразделений в настоящее время находится на низком уровне.

На 86% выработан ресурс пожарных автоцистерн и  на 70% - специальных пожарных автомобилей. В населенных пунктах,  где расположены высотные здания, отсутствуют 50-метровые пожарные автолестницы, необходимые для спасения людей с верхних этажей зданий. В пожарных частях 23% пожарных рукавов подлежат списанию. Из имеющихся средств оперативной связи 85%  составляют устаревшие модели, которые не обеспечивают устойчивую радиосвязь, что отрицательно влияет на эффективность управления боевыми расчетами при ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Пожарно-спасательные подразделения не укомплектованы необходимой аварийно-спасательной техникой и снаряжением.

В пожарных частях на территории муниципальных районов отсутствует газодымозащитная служба, что не позволяет оперативно проводить работы по поиску и спасению людей при пожарах.

Наибольшее число пожаров (более 70%) и погибших людей при пожарах (более 72%) приходится на жилой сектор.

Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем (46,5%), неудовлетворительное противопожарное состояние печного отопления (12,4%), электрооборудования (18,4%). Люди гибнут из-за позднего обнаружения возгорания, несвоевременного сообщения и неправильных действиях при пожаре, что говорит о недостаточности  знаний населения о мерах пожарной безопасности.

Большое количество погибших при пожарах приходится на сельскую местность, что свидетельствует о низком уровне противопожарной защиты, где практически любой пожар приводит к полному уничтожению объекта, на котором он возник. Средний радиус обслуживания пожарной части составляет 23,4 км, что превышает нормативный почти в 8 раз. При этом радиус обслуживания некоторых пожарных подразделений ГПС достигает 50 км. Существующие подразделения пожарной охраны настолько удалены от некоторых поселений, что среднее время их прибытия составляет 45-50 минут. Среднее время следования на пожар на территории муниципальных районов ежегодно увеличивается. Пожарные части ГПС способны своевременно реагировать на вызовы о пожарах и чрезвычайных ситуациях только в районных центрах.

Количество формирований добровольной пожарной охраны в сельских поселениях сокращается, особенно это относится к добровольным пожарным командам с круглосуточным дежурством и выездной пожарной техникой (за период с 2005 по 2007 год количество их сократилось с 184 до 82). Сокращение добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд на местах привело к ежегодному уменьшению потушенных ими до прибытия подразделений ГПС пожаров и составило в 2007 году всего лишь 1,5 % от их общего количества. Таким образом, в случае возникновения пожара люди лишаются своевременной первой помощи, что приводит к увеличению числа жертв и большим материальным потерям.

Существенное значение в деле предупреждения пожаров имеет противопожарная пропаганда с использованием средств массовой информации. Для уменьшения людских и материальных потерь от пожаров необходимо организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, внедрять передовые формы и методы предупреждения и профилактики пожаров. Односторонние усилия ГПС в деле обеспечения пожарной безопасности без участия органов местного самоуправления не дадут желаемых результатов.

Общая площадь лесов в Самарской области, требующая охраны от лесных пожаров (за исключением лесов особо охраняемых природных территорий), составляет 583,1 тыс. га, в том числе на землях лесного  фонда - 546,1 тыс. га, на землях сельхозназначения - 37,0 тыс.га.

Анализ динамики пожарной обстановки в лесах на территории Самарской области показывает, что в 2003 - 2007 годах возникало в среднем в год 194 лесных пожара, площадь лесов, пройденная огнем, ежегодно составляет около 143 га.

В последние годы из-за постоянного реформирования органов лесного хозяйства в сфере противопожарного обустройства лесного фонда возник целый ряд нерешенных проблем.

Так, в соответствии с требованиями проектов, касающихся  организации и развития лесного хозяйства, и рабочих проектов противопожарного устройства лесов в Самарской области для обнаружения и тушения лесных пожаров на территории лесного фонда должно быть организовано 15 пожарно-химических станций (далее - ПХС) и 16 пожарно-наблюдательных вышек (далее - ПНВ). В настоящее время в наличии имеется только 9 ПХС и 9 ПНВ.

Недостаточная оснащенность государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самаралес» (далее - ГУСО «Самаралес»)  ПХС, ПНВ, автотранспортом для патрулирования лесов, пожарными автомашинами, средствами пожаротушения и связи не позволяет в полной мере организовать оперативное обнаружение и тушение лесных пожаров в начальной стадии, обеспечить четкое взаимодействие специализированных ведомств. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)     

В результате пожары распространяются на большие площади и на их тушение привлекаются значительные силы и средства.

Даже при возникновении небольших лесных пожаров в 2008 году из-за нехватки технических средств Красноярский, Нефтегорский, Новобуянский лесхозы вынуждены были привлекать пожарные части Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - Главное управление МЧС России по Самарской области). Отсутствие средств на организацию новых ПХС не позволяет завершить создание сети ПХС и ПНВ с телеустановками, с помощью которых обнаруживается и ликвидируется более 70 % лесных пожаров на закрепленных за ПХС территориях.

В ремонте нуждается 44 % существующих помещений ПХС, 17 из 27 пожарных цистерн (63 %) полностью выработали свой ресурс и требуют списания. Из 45 лесопожарных тракторов 29 (64%) требуют списания по срокам амортизации (см.таблицу).

Обеспеченность ГУСО «Самаралес»  средствами обнаружения и тушения лесных пожаров

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)