ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2008 года № 384
(с изменениями на 6 декабря 2013 года)
______________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2008 г. № 544;
Постановление Правительства Самарской области от 09 октября 2009 г. № 554;
Постановление Правительства Самарской области от 23 июня 2010 г. № 279;
Постановление Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439;
Постановление Правительства Самарской области от 29 октября 2010 г. № 567;
Постановление Правительства Самарской области от 17 февраля 2011 г. № 56;
Постановление Правительства Самарской области от 26 мая 2011 г. № 215;
Постановление Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. № 543;
Постановление Правительства Самарской области от 12 октября 2011 г. № 563;
Постановление Правительства Самарской области от 25 октября 2011 г. № 599;
Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 646;
Постановление Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 88;
Постановление Правительства Самарской области от 25 сентября 2012 г. № 484;
Постановление Правительства Самарской области от 12 ноября 2012 г. № 646;
Постановление Правительства Самарской области от 05 марта 2013 г. № 70;
Постановление Правительства Самарской области от 30 мая 2013 г. № 230;
Постановление Правительства Самарской области от 15 августа 2013 г. № 394;
Постановление Правительства Самарской области от 23 октября 2013 г. № 567;
Постановление Правительства Самарской области от 06 декабря 2013 г. № 738
______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________
С 01.01.2014 г постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 678
__________________________________________________________________________________________________________________
В целях обеспечения пожарной безопасности на территории Самарской области Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Обеспечение пожарной безопасности Самарской области на 2009 - 2015 годы» (далее - Программа).
2. Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых областным бюджетом на 2009 - 2015 годы соответствующим главным распорядителям бюджетных средств.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области. (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05 марта 2013 г. № 70)
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 12.09.2008 №384
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 декабря 2008 г. № 544)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 09 октября 2009 г. № 554)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 23 июня 2010 г. № 279)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 октября 2010 г. № 567)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17 февраля 2011 г. № 56)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 мая 2011 г. № 215)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. № 543)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 октября 2011 г. № 599)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 646)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 88)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 сентября 2012 г. № 484)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 ноября 2012 г. № 646)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05 марта 2013 г. № 70)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 30 мая 2013 г. № 230)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 15 августа 2013 г. № 394)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 23 октября 2013 г. № 567)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 декабря 2013 г. № 738)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 09 октября 2009 г. № 554)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 23 июня 2010 г. № 279)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 октября 2010 г. № 567)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17 февраля 2011 г. № 56)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 мая 2011 г. № 215)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. № 543)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 октября 2011 г. № 599)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 88)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 25 сентября 2012 г. № 484)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 12 ноября 2012 г. № 646)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05 марта 2013 г. № 70)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 30 мая 2013 г. № 230)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 15 августа 2013 г. № 394)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 23 октября 2013 г. № 567)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 декабря 2013 г. № 738)
Наименование | - | областная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности Самарской области на 2009 - 2015 годы» |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | поручение и.о. Губернатора Самарской области |
Государственный заказчик | - | департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области |
Цель и задачи Программы | - | цель Программы - обеспечение защиты населения и территорий Самарской области от пожаров. |
Срок и этапы реализации Программы | - | срок реализации Программы: 2009-2015 годы. Программа реализуется в три этапа: |
Важнейшие целевые индикаторы (показатели) | - | количество зарегистрированных пожаров; населенных пунктов; площадь лесного фонда, «пройденная» пожарами; |
Объемы и источники финансирования программных мероприятий | - | реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий Программы, предусматриваемых на соответствующий финансовый год главным распорядителям средств областного бюджета в установленном порядке. Общий объем финансирования Программы составляет 2 351 646,2 тыс. рублей, в том числе: в 2010 году - 229 277,8 тыс. рублей; |
Показатели социально-экономической | - | отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню её финансирования (расходов) |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | - | управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области во взаимодействии с основными исполнителями Программы. |
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)
Пожары занимают особое место среди чрезвычайных ситуаций, социально-экономические потери от них гораздо более значительны, чем от чрезвычайных ситуаций других видов.
Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются факторами, негативно влияющими на состояние экономики и дестабилизирующими социально-экономическую обстановку.
Ежегодно в Самарской области происходит более 4600 пожаров, в огне гибнет более 300 человек, около 380 получают травмы. Огнем ежегодно уничтожается или повреждается более 1000 строений и 160 единиц техники.
Пожары наносят экономике области значительный ущерб.
Прямой материальный ущерб от пожаров ежегодно составляет более 150 млн. рублей, а с учетом расходов на восстановление, неполучения доходов, затрат на восстановление здоровья людей ежегодные общие материальные потери от пожаров составляют более 1,9 млрд. рублей.
Сложившееся положение дел с пожарами в Самарской области стало следствием сложных социально-экономических явлений, происходящих в обществе, недостаточного выделения средств на выполнение противопожарных мероприятий на объектах с массовым пребыванием людей и в жилом фонде, на развитие материально-технической базы пожарной охраны и повышение уровня боевой готовности пожарных подразделений, сокращения числа ведомственной и добровольной пожарной охраны в связи с отказом собственников от ее содержания.
Как показывает статистика, более 80 % всех пожаров на территории области ликвидируется подразделениями Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), 16% - населением до прибытия
подразделений ГПС, 1,5% - подразделениями добровольной пожарной охраны, остальные пожары тушатся другими видами пожарной охраны.
Основная роль в тушении пожаров на территории муниципальных районов принадлежит подразделениям противопожарной службы Самарской области, численность которой составляет лишь 32% от нормативной.
В силу ряда причин состояние материально-технической базы пожарных подразделений в настоящее время находится на низком уровне.
На 86% выработан ресурс пожарных автоцистерн и на 70% - специальных пожарных автомобилей. В населенных пунктах, где расположены высотные здания, отсутствуют 50-метровые пожарные автолестницы, необходимые для спасения людей с верхних этажей зданий. В пожарных частях 23% пожарных рукавов подлежат списанию. Из имеющихся средств оперативной связи 85% составляют устаревшие модели, которые не обеспечивают устойчивую радиосвязь, что отрицательно влияет на эффективность управления боевыми расчетами при ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Пожарно-спасательные подразделения не укомплектованы необходимой аварийно-спасательной техникой и снаряжением.
В пожарных частях на территории муниципальных районов отсутствует газодымозащитная служба, что не позволяет оперативно проводить работы по поиску и спасению людей при пожарах.
Наибольшее число пожаров (более 70%) и погибших людей при пожарах (более 72%) приходится на жилой сектор.
Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем (46,5%), неудовлетворительное противопожарное состояние печного отопления (12,4%), электрооборудования (18,4%). Люди гибнут из-за позднего обнаружения возгорания, несвоевременного сообщения и неправильных действиях при пожаре, что говорит о недостаточности знаний населения о мерах пожарной безопасности.
Большое количество погибших при пожарах приходится на сельскую местность, что свидетельствует о низком уровне противопожарной защиты, где практически любой пожар приводит к полному уничтожению объекта, на котором он возник. Средний радиус обслуживания пожарной части составляет 23,4 км, что превышает нормативный почти в 8 раз. При этом радиус обслуживания некоторых пожарных подразделений ГПС достигает 50 км. Существующие подразделения пожарной охраны настолько удалены от некоторых поселений, что среднее время их прибытия составляет 45-50 минут. Среднее время следования на пожар на территории муниципальных районов ежегодно увеличивается. Пожарные части ГПС способны своевременно реагировать на вызовы о пожарах и чрезвычайных ситуациях только в районных центрах.
Количество формирований добровольной пожарной охраны в сельских поселениях сокращается, особенно это относится к добровольным пожарным командам с круглосуточным дежурством и выездной пожарной техникой (за период с 2005 по 2007 год количество их сократилось с 184 до 82). Сокращение добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд на местах привело к ежегодному уменьшению потушенных ими до прибытия подразделений ГПС пожаров и составило в 2007 году всего лишь 1,5 % от их общего количества. Таким образом, в случае возникновения пожара люди лишаются своевременной первой помощи, что приводит к увеличению числа жертв и большим материальным потерям.
Существенное значение в деле предупреждения пожаров имеет противопожарная пропаганда с использованием средств массовой информации. Для уменьшения людских и материальных потерь от пожаров необходимо организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, внедрять передовые формы и методы предупреждения и профилактики пожаров. Односторонние усилия ГПС в деле обеспечения пожарной безопасности без участия органов местного самоуправления не дадут желаемых результатов.
Общая площадь лесов в Самарской области, требующая охраны от лесных пожаров (за исключением лесов особо охраняемых природных территорий), составляет 583,1 тыс. га, в том числе на землях лесного фонда - 546,1 тыс. га, на землях сельхозназначения - 37,0 тыс.га.
Анализ динамики пожарной обстановки в лесах на территории Самарской области показывает, что в 2003 - 2007 годах возникало в среднем в год 194 лесных пожара, площадь лесов, пройденная огнем, ежегодно составляет около 143 га.
В последние годы из-за постоянного реформирования органов лесного хозяйства в сфере противопожарного обустройства лесного фонда возник целый ряд нерешенных проблем.
Так, в соответствии с требованиями проектов, касающихся организации и развития лесного хозяйства, и рабочих проектов противопожарного устройства лесов в Самарской области для обнаружения и тушения лесных пожаров на территории лесного фонда должно быть организовано 15 пожарно-химических станций (далее - ПХС) и 16 пожарно-наблюдательных вышек (далее - ПНВ). В настоящее время в наличии имеется только 9 ПХС и 9 ПНВ.
Недостаточная оснащенность государственного бюджетного учреждения Самарской области «Самаралес» (далее - ГУСО «Самаралес») ПХС, ПНВ, автотранспортом для патрулирования лесов, пожарными автомашинами, средствами пожаротушения и связи не позволяет в полной мере организовать оперативное обнаружение и тушение лесных пожаров в начальной стадии, обеспечить четкое взаимодействие специализированных ведомств. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)
В результате пожары распространяются на большие площади и на их тушение привлекаются значительные силы и средства.
Даже при возникновении небольших лесных пожаров в 2008 году из-за нехватки технических средств Красноярский, Нефтегорский, Новобуянский лесхозы вынуждены были привлекать пожарные части Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее - Главное управление МЧС России по Самарской области). Отсутствие средств на организацию новых ПХС не позволяет завершить создание сети ПХС и ПНВ с телеустановками, с помощью которых обнаруживается и ликвидируется более 70 % лесных пожаров на закрепленных за ПХС территориях.
В ремонте нуждается 44 % существующих помещений ПХС, 17 из 27 пожарных цистерн (63 %) полностью выработали свой ресурс и требуют списания. Из 45 лесопожарных тракторов 29 (64%) требуют списания по срокам амортизации (см.таблицу).
Обеспеченность ГУСО «Самаралес» средствами обнаружения и тушения лесных пожаров
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)
Наименование | Потребность | В наличии | % обеспеченности | Требует |
ПХС | 15 | 9 | 60 | |
ПНВ | 16 | 9 | 56 | |
Пожарные автомашины | 36 | 27 | 75 | 17 |
Тракторы | 64 | 45 | 70 | 29 |
В подразделениях департамента лесного хозяйства министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области остается сложной ситуация с укомплектованностью и состоянием средств связи. Имеющиеся в распоряжении ГУСО «Самаралес» радиостанции в настоящее время выработали свой нормативный срок эксплуатации. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 сентября 2010 г. № 439)
Для устойчивой двухсторонней связи необходимо дополнительно приобрести и установить 41 радиостанцию.
Настоящая Программа предусматривает увеличение ПХС до 11 единиц, ПНВ - до 16 единиц, доведение наличия машин, механизмов, средств пожаротушения и связи до нормативной численности.
Необходимость реализации Программы обусловлена социально-экономической остротой проблемы, межотраслевым и межведомственным ее характером, необходимостью привлечения к решению проблемы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Самарской области.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить: