МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
21 марта 2008 года № 161
Об утверждении Регламента организации обеспечения граждан дорогостоящими лекарственными средствами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и примерном положении о центре по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и рациональному назначению лекарственных средств
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Пункт 1 Приказа утратил силу - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 17 ноября 2008 г. № 1482
______________________________________________________________________________________________________________________________
(с изменениями на 17 ноября 2008 года)
Пункт 1 Приказа утратил силу - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 17 ноября 2008 г. № 1482
2. Управлению фармацевтической деятельности (Спектору) довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, организаций здравоохранения независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также фармацевтических организаций, участвующих в реализации программ льготного лекарственного обеспечения, прилагаемое примерное положение о центре по оказанию специализированной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и рациональному назначению лекарственных средств.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и социального развития - руководителя департамента организации медицинской помощи населению М.Ю. Антимонову.
Министр
В.П.Куличенко
Регламент организации обеспечения граждан дорогостоящими лекарственными средствами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи
1. Настоящий Регламент организации обеспечения граждан дорогостоящими лекарственными средствами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (далее - регламент) разработан с целью координации совместной деятельности организаций, участвующих в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении граждан дорогостоящими лекарственными средствами (далее - ЛС).
2. Перечень организаций, участвующих в организации медицинской помощи и лекарственном обеспечении, их функциональные обязанности и основные элементы взаимодействия описаны в Регламенте организационно-функционального взаимодействия субъектов системы льготного лекарственного обеспечения населения Самарской области, утвержденном министром здравоохранения и социального развития Самарской области.
3. При подозрении на гемофилию, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склероз, после трансплантации органов и (или) тканей, а также при постановке диагноза другого ресурсоемкого заболевания, включенного в перечень ресурсоемких заболеваний министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - ресурсоемкие заболевания), амбулаторно-профилактическое учреждение, оказывающее первичную медицинскую помощь гражданину (далее - ЛПУ), направляет его в областной специализированный центр по оказанию медицинской помощи и рациональному назначению лекарственных средств или в одно из медицинских учреждений области, входящих в алгоритм медицинской помощи по профилю заболевания (далее - Центр).
4. Пациент, имеющий подтвержденный диагноз ресурсоемкого заболевания, направляется на первичную консультацию и постановку на учет в Центр, если диагноз заболевания впервые регистрируется в ЛПУ и был установлен в медицинских учреждениях за пределами Самарской области.
Врачебная комиссия ЛПУ оформляет направление в Центр по форме N 057/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255. К направлению прикладываются этапный эпикриз (приложение N 1), данные дополнительных инструментальных и лабораторных методов исследования, необходимые для уточнения диагноза заболевания.
5. ЛПУ назначает и выписывает рецепты на дорогостоящие лекарственные препараты для лечения ресурсоемких заболеваний в строгом соответствии с рекомендациями (заключениями) Центра по номенклатуре, дозировкам и кратности применения.
6. При обращении в Центр пациенту оказывается медицинская помощь в соответствии с целью направления и состоянием пациента, проводятся необходимые исследования для уточнения диагноза.
7. В Центре информация о гражданине и объем его потребности в дорогостоящих лекарственных средствах вносится в реестр или исключается из него в соответствии с определенными критериями (приложение N 2) и формой реестра, установленной министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
8. Центром оформляется заключение о диагнозе заболевания, рекомендованном лечении и плане динамического наблюдения. Заключение выдается на руки пациенту для предъявления в направившее его ЛПУ.
9. ЛПУ организует медицинскую помощь, лекарственное обеспечение и периодически направляет пациента в Центр в соответствии с рекомендациями Центра. Заключение приобщается к амбулаторной карте. Назначение лекарственных препаратов и выписка рецептов осуществляются строго в соответствии с заключением (реестром). При необходимости отклонения от рекомендаций Центра лечащий врач принимает решение об изменении схемы лечения, о чем делается запись в карте амбулаторного больного.
В случае необходимости и/или в соответствии с программой диспансерного наблюдения ЛПУ направляет пациента в Центр для коррекции ранее назначенного лечения.
10. Реестр граждан в электронном виде и на бумажном носителе за подписью руководителя Центра представляется в управление фармацевтической деятельности министерства в срок до 1-го числа месяца, предшествующего отчетному.
11. Управление фармацевтической деятельности проверяет правильность формирования реестра, его соответствие установленному плану лекарственного обеспечения (плану финансирования) и в срок до 10-го числа месяца, предшествующего отчетному, направляет реестр и заявку на поставку лекарств:
- в ЛПУ для выписки рецептов на лекарственные препараты и контроля назначений;
- в уполномоченную фармацевтическую организацию для доставки лекарств и контроля их отпуска гражданам, включенным в реестр;
- в Самарскую областную клиническую больницу им. М.И. Калинина (далее - СОКБ) для подготовки разнарядки на доставку лекарств и учета их отпуска.
Разнарядка направляется из СОКБ в уполномоченную фармацевтическую организацию в срок до 20-го числа месяца, предшествующего отчетному.
12. Уполномоченная фармацевтическая организация (далее - фармацевтическая организация) осуществляет поставку лекарственных средств в аптеки для отпуска гражданам, включенным в реестр, в соответствии с разнарядкой в срок до 1-го числа отчетного месяца.
13. В случае необходимости коррекции информации в реестре и разнарядке на поставку медикаментов (изменение Ф.И.О. гражданина, адреса проживания и ЛПУ прикрепления, отказ от лечения и т.п.) ЛПУ направляет об этом письмо в соответствующий Центр. Информация о корректировке реестра из фармацевтической организации направляется в управление фармацевтической деятельности министерства, а затем в Центр.
14. Аптечная организация (далее - аптека) отпускает лекарственные средства по рецептам, оформленным в соответствии с нормативными правовыми актами, гражданам, включенным в реестр, о чем направляет в адрес уполномоченной фармацевтической организации информацию с помощью соответствующего программного обеспечения.
15. В случае отсутствия в аптеке ЛС для обслуживания рецепта, выписанного в соответствии с данными реестра, аптека организует его отсроченное обслуживание в установленном порядке.
16. Фармацевтическая организация в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, формирует реестры рецептов и предъявляет их для проведения медико-экономического контроля и оплаты в СОКБ на электронном и бумажном носителях с сопроводительным письмом, откуда реестры направляются в управление фармацевтической деятельности для проведения медико-экономического контроля, а также используются для контроля деятельности ЛПУ и Центров.
17. Управление фармацевтической деятельности министерства не позднее 5 дней после поступления реестров рецептов проводит медико-экономический контроль, по результатам которого совместно с фармацевтической организацией утверждает заключение проведения медико-экономического контроля. Заключение направляется в СОКБ для оплаты услуг фармацевтических организаций. При отпуске лекарственных препаратов гражданам, не включенным в реестр, стоимость необоснованно отпущенного лекарственного средства удерживается из стоимости услуг фармацевтической организации.
18. При необходимости срочного лекарственного обеспечения и/или изменения реестра после установленного для передачи реестра срока (после 1-го числа месяца, предшествующего отчетному) измененная часть реестра передается из Центра в управление фармацевтической деятельностью в течение 3 рабочих дней после получения информации от ЛПУ. Из управления изменения в реестре передаются другим субъектам лекарственного обеспечения в соответствии с пунктом 13 настоящего Регламента.
Этапный эпикриз
Ф.И.О. пациента ______________________________
Возраст ____________ Место жительства _________________
_______________________________________________________
ЛПУ (или Центр), направляющее пациента на комиссию ____
_______________________________________________________
Диагноз _______________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Данные обследования ___________________________________
_______________________________________________________
Проведено лечение
_______________________________________________________
Результат проведенного лечения
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Цель направления
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
"___" __________________ 200 _ г.
Лечащий врач __________________________________________
Руководитель медицинского учреждения __________________
Печать ЛПУ
Критерии включения в реестр граждан, страдающих ресурсоемкими заболеваниями и нуждающихся в дорогостоящих лекарственных средствах
- наличие заболевания;
- наличие права на лекарственное обеспечение по одной из программ льготного лекарственного обеспечения;
- наличие показаний к назначению определенных лекарственных средств;
- отсутствие противопоказаний к назначению определенных лекарственных средств для использования в амбулаторно-поликлинических условиях;
- соответствие показаний к назначению определенных лекарственных средств плану лекарственного обеспечения;
- наличие положительного решения комиссии по рациональному назначению лекарственных средств.
- отсутствие права на лекарственное обеспечение по одной из программ льготного лекарственного обеспечения;
- отсутствие диспансерного наблюдения в Центре;
- отсутствие положительной динамики лечения определенными лекарственными средствами;
- появление противопоказаний к назначению определенных лекарственных средств;
- решение комиссии по рациональному назначению лекарственных средств;
- отсутствие данных об отпуске лекарственных средств гражданам, включенным в реестр, за предыдущий финансовый период;
- отказ от лечения, применения определенных лекарственных средств, оформленный в письменном виде;
- смерть больного;
- выезд за территорию Самарской области на постоянное место жительства;
- получение длительного стационарного лечения.
Примерное положение о центре по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи и рациональному назначению лекарственных средств
(далее - Центр)
1.1. Центр создается на функциональной основе, на базе лечебно-профилактического учреждения, имеющего соответствующее профильное отделение (далее - базовое ЛПУ).
1.2. Центр действует на основании настоящего Положения и во взаимодействии с подразделениями базового ЛПУ.
1.3. Руководитель Центра осуществляет деятельность вне штата ЛПУ и назначается и освобождается министром здравоохранения и социального развития Самарской области из числа наиболее квалифицированных специалистов ЛПУ (заведующий отделением, врач высшей (первой) квалификационной категории).
1.4. В работе Центра могут участвовать врачи-специалисты других медицинских организаций. Персональный состав Центра утверждается руководителем Центра.
1.5. Отчет о деятельности Центра, утвержденный руководителем Центра, направляется один раз в год в министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. Отчет включает в себя сведения о работе Центра за год по разделам основных направлений деятельности.
2.1. Осуществление _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
(профиль специализированной медицинской помощи)
амбулаторно-поликлинической (консультативной, диагностической, лечебной и профилактической, в том числе диспансерной) медицинской помощи гражданам по профилю деятельности Центра.
2.2. Оказание организационно-методической и практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям области и изучение заболеваемости по профилю деятельности Центра.
2.3. Анализ и контроль эффективности фармакотерапии больных в лечебно-профилактических учреждениях Самарской области.
2.4. Участие в разработке медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи гражданам с указанным профилем заболеваний, их внедрение и мониторинг.
2.5. Разработка и апробация инновационных методов диагностики и лечения заболеваний, внедрение в практику новых методических подходов к лечению, участие в разработке целевых программ.
3.1. Медицинские показания для направления в Центр (для заболеваний по профилю деятельности Центра).
3.2. Медицинские противопоказания для направления в Центр (для заболеваний по профилю деятельности Центра).
3.3. Объем необходимого обследования для направления в Центр (для заболеваний по профилю деятельности Центра).
4.1. Объем и периодичность проведения диагностических мероприятий в Центре (указываются по каждому заболеванию или группе заболеваний).
4.2. Объем лечебных мероприятий (указываются по каждому заболеванию или группе заболеваний).
4.3. Диспансерное наблюдение пациентов в Центре осуществляется с использованием контрольной карты диспансерного наблюдения (форма 30/у-04), которая оформляется и ведется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг".