В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, входит экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов и воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Однако работа в этом направлении на федеральном и региональном уровнях проводится недостаточная.
Природа исконно была наивысшим благом из всех драгоценнейших благ, ибо без неё кончается всякая жизнь. Теперь, становясь наивысшей редкостью, она рассматривается в экономике и как наивысшая ценность. Эта ценность есть экономическая реальность, и она имеет денежное выражение.
Разрушение природы влечёт за собой четыре вида издержек: издержки "человеческие"; издержки материальные; издержки, связанные с освоением среды; издержки экологические.
Издержки "человеческие" включают: издержки здоровья (расходы на лечение и профилактику), издержки трудоспособности (снижение производительности труда в условиях загрязнённой окружающей среды) и социальные издержки (прежде всего - духовная нищета).
Издержки материальные включают повреждение движимого и недвижимого имущества от воздействия загрязнённого воздуха. Разрушаются шедевры архитектуры, сокращается жизнь исторических зданий и сооружений.
Вредные явления влекут за собой растущие издержки, связанные с освоением среды - развитием промышленности и туризма. Замедляется дорожное движение, растет количество несчастных случаев.
Наконец, разрушение природы влечет за собой экологические издержки: обеднение среды в результате уничтожения растительного и животного мира. Так открывается путь к непредвиденным чрезвычайным ситуациям: наводнениям, эрозии почв, обвалам горных пород, лесным пожарам и прочее.
Издержки разрушения природы необходимо покрывать финансовыми ресурсами на охрану и восстановление природы, что требует сопоставления соответствующих затрат. Это возможно только в том случае, если борьба против вредных воздействий на природу будет вестись в союзе с экономикой. Так, например, давно установлено, что в большинстве случаев стоимость охраны природы намного ниже стоимости её восстановления, т.е. защита среды более рентабельна для экономики Самарской области.
Важнейшим экономическим аспектом является положение, когда общая стоимость вредностей, наносимых природе, ложится на плечи человеческого общества, а не на виновных, которые часто получают дополнительный доход или избегают определённых расходов, получая тем самым "прибавочную стоимость" от вредных явлений. Нет ничего более абсурдного, аморального и пагубного, чем такое положение.
Если общество намерено охранять природу, то надо, чтобы общество за это платило. Охранять природу и делать её доступной для всех людей можно только ценой больших финансовых усилий со стороны государства, предприятий, общественных организаций и частных лиц. Взамен мы получим значительное снижение расходов, в частности, связанных с болезнями и смертностью, существенным повышением производительности труда и повышением индивидуального ощущения благосостояния и процветания.
Необходимо, чтобы ценность природы нашла своё отражение в экономике Самарской области, как в целом для неё, так и для отдельных организаций и граждан, путём разработки и принятия бюджета природы, общей оценки вредностей и установления предельно допустимых норм вредности в стоимостном выражении.
Проблема бюджета природы определяется двумя видами стоимости: стоимостью стабилизации и стоимостью реставрации. То и другое находит своё выражение в финансовых ресурсах, необходимых для их реализации. Если бюджет обеспечит стабилизацию, то это приведёт к улучшению окружающей среды. Финансовые ресурсы ниже стоимости стабилизации только замедляют, а не предотвращают и не исключают деградацию окружающей среды.