Недействующий

Об утверждении Концепции эффективного и качественного управления природопользования и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния ее населения


4.3. Маркетинг природных ресурсов

Маркетинг - ведущая область хозяйственного управления, в функции которой входит организация и руководство всей совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическое изделие или услугу, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупатели.

В экономике природопользования маркетинг природных ресурсов должен занять важное место, как одна из важнейших задач государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области.

Потребности Самарской области в различных видах полезных ископаемых и продуктах их переработки могут быть удовлетворены как за счёт освоения внутриобластных запасов, так и за счёт внешних - ввоза минерального сырья и продуктов их переработки из других регионов.

Развитию маркетинга полезных ископаемых и продуктов их переработки препятствует ассиметричность информации на рынках природных ресурсов, когда производители и потребители, а также уполномоченные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления недостаточно владеют информацией о потребностях и возможностях друг друга.

Однако этот недостаток сравнительно легко устраним.

Хуже положение обстоит в охране природы, где в качестве "потребителя" выступает сама природа и окружающая человека среда.

Здесь рынок продукции, товаров и услуг характеризуется не только ассиметричностью информации - природа, конечно, не знает возможности потребителей, наносящих ей вред. Поэтому она не может дать информацию не только об эффективном спросе на специфические товары и услуги, но даже и о самих специфических товарах и услугах.

На стороне природы в качестве её "поверенного" выступают государство и общество. Таким образом, государство и общество выступают одновременно в роли и потребителя и производителя товаров и услуг, необходимых для стабилизации и реставрации окружающей среды. Однако сложность состоит в том, что рынок таких товаров и услуг недостаточно изучен "поверенным" - нет знания полного их разнообразия со всеми необходимыми технико-экономическими показателями.

Главной задачей маркетинга в охране окружающей среды является установление этого разнообразия со всеми необходимыми технико-экономическими и социальными показателями, без чего невозможны разработка бюджета природы и эффективное и качественное управление стабилизацией и реставрацией окружающей среды.