Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности и эффективности управления ЖКХ, обеспечения необходимой информационной поддержки и автоматизированной технологии решения задач хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, органов государственной власти и органов местного самоуправления, информационного обслуживания населения, инвестиционных компаний, банков, любых других организаций и частных лиц.
Основные цели информатизации сферы ЖКХ:
обеспечение предприятий-поставщиков услуг ЖКХ современными технологиями для успешной хозяйственной деятельности;
обеспечение организаций, занимающихся социальной защитой населения, персонализированной информацией в электронной форме в режиме реального времени о тарифах и услугах, о предоставлении субсидий и льгот;
обеспечение прозрачности финансовых потоков в ЖКХ, в том числе через публикацию информации на специализированных сайтах;
улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в организации ЖКХ.
Для достижения этих целей требуется провести мониторинг информатизации предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях, выявить степень оснащения их вычислительной техникой и каналами связи. Необходимо максимально использовать информационные возможности действующих расчетно-кассовых центров, других систем информатизации предприятий ЖКХ, социально ориентированных сервисов сети интернет-киосков и социальной карты жителя Самарской области.
Внедрение информационных технологий в сфере ЖКХ повышает эффективность деятельности отрасли и открывает новые возможности для государственного управления, так как информатизация обеспечивает государственные структуры необходимой базовой информацией для принятия решений и контроля за результатами их реализации. Важной частью подобных информационных систем для ЖКХ являются системы баз данных и знаний: формализованной нормативной правовой информации в сфере ЖКХ, кадастровых данных и данных о правах собственности на объекты ЖКХ, учет потребления ресурсов на объектах ЖКХ, а также создание автоматизированных систем биллинга в сфере расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
Внедрение коммунальной биллинговой системы даст результаты:
в области экономической политики - рост эффективности предприятий ЖКХ, снижение операционных и финансовых издержек;
в области кредитно-денежной политики - консолидация коммунальных расчетов, управление инфляционными процессами, тарифное регулирование, сокращение сбытовых издержек за счет концентрации расчетов и работы с населением в расчетных центрах;
в области фискальной политики - расширение налоговой базы, удешевление и автоматизация расчетных процессов, улучшение механизмов налогового администрирования;
для бюджетной политики - сокращение необоснованных дотаций предприятиям ЖКХ, экономию бюджетных средств, высокую бюджетную эффективность проекта модернизации расчетных центров.
Единый расчетно-кассовый центр послужит важным инструментом оптимизации ключевых направлений общегосударственной и муниципальной политики.
Создание информационных систем ЖКХ необходимо для экспертной оценки инвестиционных проектов, реализация которых является важнейшей частью реформы в сфере ЖКХ.
Без внедрения специализированных информационных систем реформа ЖКХ невозможна, поскольку только с их помощью можно собрать полную информацию об отрасли, реальных потерях энергии при доставке потребителю, адекватно оценить уровень потребления, например, холодной воды и тепловой энергии.
Одной из серьезных задач является повышение уровня информирования населения о выгодах использования ИКТ и, как следствие, повышение его заинтересованности в установке счетчиков и приборов контроля, использовании инновационных социально ориентированных разработок по оплате и получению необходимой правовой информации.
Анализ экономических проблем реформирования ЖКХ позволяет сделать вывод о необходимости комплексной информатизации процессов, происходящих в отрасли. Отсутствие достоверной информации формирует негативное отношение населения к проводимым преобразованиям, непрозрачность расчетов и финансовых потоков в ЖКХ отпугивает инвесторов и потенциальных субъектов деятельности, управленческие воздействия осуществляются с запозданием. При этом информатизация ЖКХ должна реализовываться в нескольких направлениях.
Внешняя информатизация подразумевает использование имеющихся СМИ, сети Интернет для информирования населения о целях, задачах и ходе проводимых преобразований, основных этапах, проблемах и достижениях, проведения конкурсных отборов управляющих компаний, подрядчиков, расчетов с потребителями и заказчиками, усиления обратной связи с целью улучшения качества планирования, стратегического и оперативного управления.
Для внутренней информатизации планируется использовать не только средства внешней информатизации, но и локальные вычислительные сети предприятий ЖКХ, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, новое оборудование для автоматизации производственных процессов и аварийных бригад. Использование возможностей интернета позволит эффективно реагировать на поступающие жалобы и предложения.
Внедрение электронных платежей повысит их скорость, собираемость, позволит в реальном времени производить контроль, чем увеличит инвестиционную привлекательность отрасли.
Электронная ярмарка вакансий облегчит поиск работы специалистам в данной области и избавит руководство предприятий от необходимости искать способы заполнения вакансий, наводить дополнительные справки о новых работниках.
Сайты предприятий ЖКХ должны быть снабжены постоянно обновляемой информацией о текущей ситуации с их кадровым составом, что позволит вести статистику показателей обеспеченности кадрами с учетом уровня квалификации, планировать работу по подготовке отраслевых специалистов.
Объединение в одно информационное поле всех предприятий, организаций, органов власти и местного самоуправления, имеющих отношение к работе жилищно-коммунального комплекса, даст возможность координировать их деятельность, оперативно устранять недостатки и ликвидировать аварии, составлять и реализовывать программы, а также контролировать работу как всего комплекса, так и отдельного участка на предприятии.
Технологическое направление информатизации должно представлять собой комплекс мер, направленных на распространение новых прогрессивных технологий обслуживания, ремонта, замены или демонтажа зданий и оборудования.
Диспетчеризация, установка контрольно-измерительных приборов и средств телеметрии для передачи показаний на терминалы должны быть включены в техническое направление информатизации.
Создание на региональном портале Правительства Самарской области раздела ЖКХ - важная составляющая развития отрасли и освещения хода реформы. На нём должны публиковаться нормативные правовые акты в сфере ЖКХ федерального, регионального и местного уровней, планы (программы) общероссийского, областного, местного уровня, конкретных предприятий, оценка результатов выполнения предыдущих планов, ответы на вопросы населения и работников предприятий.
Чрезвычайно важным моментом информатизации сферы ЖКХ является предоставление мер социальной защиты населению региона.
В рамках единого информационного пространства органов исполнительной власти Самарской области и организаций, предоставляющих услуги населению, министерство здравоохранения и социального развития Самарской области на основе электронных баз данных централизованно предпринимает меры социальной поддержки населения по оплате услуг ЖКХ и оплате жилой площади в виде субсидий и компенсационных выплат. Реализован и развивается принцип «единого окна» по приему населения для предоставления мер социальной поддержки, внедряется административный регламент оказания муниципальной услуги по назначению и расчету субсидий на оплату услуг ЖКХ. Организован электронный обмен социально значимой информацией со структурами ЖКХ о тарифах и услугах, с организациями, предоставляющими природный газ населению - о тарифах и платежах. Ведутся мероприятия информационного обмена с организациями, поставляющими населению электроэнергию. Согласовываются вопросы предоставления информации структурами ЖКХ о начислении и оплате услуг ЖКХ. На региональном социальном портале размещена в удобном и доступном виде нормативная правовая информация о льготах и социальных категориях граждан по предоставлению услуг в сфере ЖКХ. Реализуемые мероприятия в сфере социальной защиты населения направлены на минимизацию количества предоставляемых человеком документов для получения мер поддержки. Для удобства, простоты и доступности получения услуг прием граждан ведется по месту проживания.