Действующий

О Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года (с изменениями на 13 сентября 2012 года)

17. Социально-экономическая эффективность реализации Концепции

Настоящая Концепция относится к числу документов стратегической направленности.

При оценке эффекта, достигаемого при выполнении Концепции, целесообразно учитывать ее отличительные особенности.

В Концепции рассмотрены вопросы экономической, технической и социальной направленности, для оценки эффективности решения которых могут использоваться показатели разных категорий. Поэтому чтобы обосновать целесообразность выделения средств на реализацию Концепции, следует учитывать эффекты разных категорий: экономический, технический, социальный и др. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов.

Концепция будет реализовываться одновременно с федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65), Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 (№Пр-212), и Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 06.05.2008 №632-р, с частичным перекрыванием по целям и численным значениям отдельных показателей ожидаемых конечных результатов.

Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате реализации Концепции, состоит в повышении качества жизни населения Самарской области за счет более широкого внедрения современных ИКТ в повседневную жизнедеятельность. Это понятие охватывает характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности использовать его для улучшения личного и общественного благосостояния, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.

Таким образом, рассматривая качество жизни как интегральный показатель для оценки эффективности реализации Концепции, целесообразно все выполняемые мероприятия по достигаемому эффекту разбить на основные группы: экономические, технические, социальные.

Основной экономический эффект будет состоять в получении прибыли для тех подпрограмм, которые имеют коммерческую направленность, и в содействии повышению производительности труда и темпов роста экономики региона.

Основной технический эффект будет состоять в повышении объема и скорости использования информации и в более интенсивном развитии наукоемких производств, связанных, прежде всего, с внедрением ИКТ.

Повышение производительности труда приведет к увеличению количества свободного времени, которое будет посвящено досугу, а доступ к современным ИКТ позволит более качественно удовлетворять информационные потребности населения.

Преимущественным станет использование кабельных систем трансляции телевизионных программ, что приведет к снижению уровня электромагнитного излучения на территории Самарской области. Благодаря коммуникационным возможностям ИКТ увеличится доля трудового населения, имеющего возможность работать дистанционно на дому, вследствие чего произойдет снижение загрязненности воздуха выхлопными газами личного и общественного автотранспорта.

Реализация комплекса мероприятий в рамках Концепции окажет разностороннее воздействие на все сферы экономики и общественной жизни. Совершенствование нормативной правовой базы в области производства и распространения информационных технологий будет способствовать ускорению темпов роста этого сектора экономики за счет снижения барьеров входа на рынок и сокращения издержек функционирования организаций сектора. Эффективность программных мероприятий в этой части будет выражаться в росте числа организаций сектора и развитии конкуренции во всех сегментах рынка ИКТ. В рамках совершенствования нормативной правовой базы по регулированию сектора информационных технологий предполагается существенно повысить стимулы к выходу бизнеса в сфере ИКТ из тени (в частности, заметно сократить долю рынка контрафактного программного обеспечения), что позволит повысить эффективность разработок в секторе ИКТ и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Создание предпосылок для роста как спроса, так и предложения на рынке ИКТ (в том числе государственного спроса в рамках создания электронного правительства) обеспечит темпы роста отечественного производства для внутреннего потребления и экспорта объемов рынка информационных услуг и программного обеспечения.

Быстрое развитие сектора ИКТ, расширение применения современных информационных технологий в других отраслях экономики будет способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, послужит импульсом к развитию отечественных высокотехнологичных производств, создаст принципиально новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной продукции высокой степени переработки. На базе развития «новой экономики», основанной на знаниях и информационных технологиях, возникнет альтернатива росту доли сырьевого сектора в экономике региона и, в частности, в экспорте. Это позволит увеличить долю высокотехнологичного сектора в экономике региона в несколько раз. Реализация мероприятий Концепции в области подготовки кадров и создание благоприятных законодательных условий для внешнеэкономической деятельности компаний сектора ИКТ позволит увеличить объем экспорта из Самарской области информационных продуктов и услуг.

Мероприятия Концепции по развитию информатизации всех уровней государственного управления и местного самоуправления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена как внутри общества и бизнеса, так и между гражданами и государством. Следствием этого станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов. Косвенным индикатором будет служить рост доли населения и организаций, использующих ИКТ во взаимоотношениях с органами управления для получения и передачи информации.

Концепция позволит за счет наращивания информационных ресурсов и распространения ИКТ на новые сферы жизнедеятельности создать дополнительные стимулы к использованию ИКТ как бизнесом, так и населением. Прогнозируется, что в 2015 году примерно каждый второй компьютер будет иметь выход в интернет.

Внедрение современных информационных технологий в организацию работы министерств, ведомств и других органов власти позволит сократить издержки на управление. Целевым индикатором информатизации работы органов управления может выступать доля безбумажного документооборота внутри ведомств и между ними. Важным фактором повышения эффективности Концепции в части информатизации государственного управления и местного самоуправления станет разработка в рамках блока управления Концепцией научно обоснованных методик оценки эффективности применения ИКТ в государственных органах власти и местного самоуправления, в частности методики оценки эффективности правительственных и иных государственных Интернет-порталов.

Важное значение будет иметь интеграция отдельных государственных и муниципальных информационных ресурсов в единую систему, что позволит радикально сократить возможности для хозяйственных махинаций, нарушения законов, уклонения от налогов и т.п. Эффект от реализации Концепции в этой сфере будет выражаться в повышении собираемости налогов и сокращении потерь от экономических преступлений. Поскольку данные последствия тесно связаны с проведением других организационных мероприятий и общего совершенствования работы органов управления, количественная оценка эффекта от реализации Концепции в этой части затруднена.

Создание единой системы сбора, передачи и обработки информации существенно повысит возможности скоординированных действий силовых структур и будет способствовать повышению безопасности как региона, так и страны в целом.

В сфере бизнеса предусматриваемые Концепцией меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота приведут к сокращению времени на осуществление сделок, взаимодействие с государственными органами власти, органами местного самоуправления и в конечном счете к сокращению транзакционных издержек, повышению конкурентоспособности предприятий. Косвенными индикаторами для оценки этих процессов могут выступать доля безбумажных контрактов в общем числе заключенных контрактов и доля электронной торговли в товарообороте.

Реализация Концепции создаст необходимые и достаточные условия для ускоренной интеграции Самарской области в мировую систему коммуникаций и стандартов, будет способствовать расширению присутствия России в глобальной информационной сети, а также спектра направлений и масштабов участия России в международном разделении труда. Индикатором эффективности реализации Концепции по этому направлению будет выступать доля региональных информационных ресурсов в глобальной сети Интернет, в общих российских ресурсах.

Не меньшее значение, чем рост экономической эффективности будет иметь создание единого информационного пространства на всей территории Самарской области. Развитие ИКТ создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных территорий Самарской области, обеспечит равные возможности доступа населения независимо от места проживания не только к широкому кругу источников разнообразной информации внутри региона, но и ко всем мировым информационным ресурсам. Развитие ИКТ потенциально позволит всем гражданам дистанционно получать медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, существенно повысит возможности дистанционного обучения и повышения квалификации. Это будет важным шагом на пути к развитию демократии и к реальному обеспечению равных прав всех граждан в области информации. Индикатором выступает число пользователей сети Интернет и объемы услуг, предоставляемых с помощью систем удаленного доступа.

На базе развития современных методов информационного обмена между государством и обществом будут созданы принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и государством. У населения Самарской области появятся условия для сокращения затрат времени на реализацию своих конституционных прав и обязанностей.

Значительное место в Концепции уделено мероприятиям по информатизации образования и развитию кадрового потенциала сферы ИКТ. Эти меры должны повысить эффективность методов обучения, расширить доступ населения к получению образования за счет средств дистанционного доступа. Кроме того, в области развития образования значение мероприятий Концепции состоит в повышении общего уровня грамотности населения в области современных методов работы с информацией, в развитии системы подготовки специалистов для сферы ИКТ. Предполагаемые Концепцией темпы распространения ИКТ в экономике и обществе резко увеличат потребность в специалистах сектора ИКТ.

В целом реализация Концепции позволит достичь существенного роста конкурентоспособности Самарской области за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях и на местном уровне, обеспечит рост качества жизни населения. Зарубежный опыт показывает, что от 30 до 50% роста валового внутреннего продукта может обеспечиваться развитием и распространением ИКТ.

Вместе с тем задачи Концепции не сводятся только к экономическим. Создание условий для ускорения процессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни и бизнеса не имеет альтернатив, поскольку только опережающие темпы в этой области позволят России сократить отставание от развитых стран мира в сфере использования ИКТ, избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового сообщества, обеспечить динамику процессов международной интеграции.

Реализация Концепции позволит повысить эффективность и согласованность принятия решений о реализации государственных программ и проектов использования информационных технологий в органах государственной власти в рамках единого портфеля.

Разрабатываемые программы должны быть увязаны с отраслевыми стратегиями каждого ведомства и показателями результативности их деятельности, учитывать уровень развития ведомственной информационно-технологической инфраструктуры и определять социально-экономический эффект от их осуществления.

Настоящая Концепция должна задавать стратегические ориентиры для всех ведомств, участвующих в формировании в Самарской области электронного правительства, и обеспечивать прозрачный выбор и корректировку соответствующих приоритетов.

Концепция позволит не только определять приоритеты и общий порядок финансирования программ информатизации, но также исключить дублирование отдельных проектов и заложить основы межведомственной координации в этой сфере.