Широкое применение ИКТ для оказания государственных услуг предполагает уверенное владение граждан технологиями, используемыми в процессе оказания такого рода услуг. Для овладения достаточными для получения государственных услуг и взаимодействия с государственными органами знаниями по ИКТ необходимо создание системы обучения жителей области базовым навыкам использования ИКТ, нацеленной на различные, в том числе социально незащищённые, слои населения.
Основной целью такой системы обучения станет рост числа граждан, умеющих использовать ИКТ и, как следствие, рост числа получателей государственных услуг, оказываемых с помощью ИКТ.
Обучение жителей области базовым навыкам использования ИКТ не должно вызывать больших затруднений. Для этого необходимо организовать обучение на местах. Преподавателями должны выступать местные специалисты с педагогической подготовкой, которые будут вести занятия на базе местных образовательных учреждений, оснащённых компьютерными классами и другим необходимым оборудованием. Для обеспечения качества образовательных услуг все преподаватели должны проходить курс первоначальной подготовки и аттестации.
В процессе обучения необходимо соблюдать единообразие преподаваемого материала, а также гарантировать высокое его качество, что должно обеспечиваться разработкой единых программ по широкому спектру наиболее востребованных технологий: социальная карта, электронная цифровая подпись, электронное правительство и электронные услуги, сеть Интернет, работа с офисными программными пакетами, работа с банкоматами, электронные киоски и т.д.
Для достижения максимально широкого охвата населённых пунктов данной системой обучения можно предусмотреть использование технологий дистанционного обучения.
При реализации такой территориально распределённой системы обучения очень важно следить за показателями её эффективности, поэтому необходимо проводить итоговые аттестации обучающихся, собирать и анализировать статистические данные о процессе обучения.
Начать внедрение данной системы обучения необходимо с изучения потребностей населения в обучающих программах в сфере ИКТ. Это позволит сконцентрироваться на наиболее востребованных направлениях обучения.
Помимо организации образовательного процесса, требуется подготовить и регулярно проводить информирование граждан о существовании и особенностях работы данной системы обучения.
Для успешной реализации описанной системы обучения необходимо предусмотреть организацию, координирующую работу системы обучения жителей Самарской области по ИКТ (например, на базе государственного учреждения Самарской области «Самарский региональный ресурсный центр»). Наличие координирующей организации позволит централизованно формировать программы обучения, проводить аттестацию преподавателей и регулярно собирать статистические данные о работе системы обучения граждан по ИКТ.
В итоге в Самарской области будет сформирована современная система обучения базовым навыкам использования ИКТ, нацеленная на различные слои населения, что расширит круг получателей государственных услуг, оказываемых с помощью ИКТ.