Эффективность управления различными социальными процессами и системами зависит от полноты, доступности и достоверности информации о населении. Только на основе применения ИКТ возможно обеспечить новый уровень качества и доступности социальных услуг для населения области, а также внедрить наиболее передовые и прогрессивные стандарты адресного социального обслуживания населения.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» по проекту «Разработка системы управления регионом», а также Мероприятий по развитию мультиагентной интегрированной системы, направленной на оказание адресной помощи населению, министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на 2007-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2006 №186, за 2004-2008 годы созданы:
социальный паспорт жителя Самарской области;
правовая база знаний социальной сферы Самарской области, которая включает в себя федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты;
система адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти, интегрированная с платежной системой;
программно-аппаратный комплекс, позволяющий гражданам через интернет-киоск или с помощью обычного компьютера с доступом к сети Интернет искать информацию о необходимых льготах и услугах, напрямую обращаться к представителям органов власти, получать адресную информацию по положенным им льготам и услугам, осуществлять запросы на предоставление услуг, давать оценку предоставленным услугам и оплачивать их. В настоящее время в 37 муниципальных образованиях области установлены и работают свыше 250 Интернет-киосков;
открытый Интернет-портал для интеграции информационных ресурсов организаций социальной сферы и поддержки межведомственного взаимодействия, предлагающий населению региона интегрированные социальные услуги государственных, коммерческих, общественных организаций;
система поддержки процессов принятия решений по управлению социальной сферой региона.
Начиная с 2005 года министерством здравоохранения и социального развития Самарской области ведутся работы над развитием системы социальных карт жителей Самарской области и социально ориентированных сервисов для держателей карты. Социальная карта выдается органами социальной защиты населения Самарской области льготным категориям населения бесплатно, за счет средств областного бюджета. Она является идентификатором личности, служит для адресного предоставления льгот и сервисов и может обеспечить адресную выплату дотаций и пособий. Разработаны и внедряются два типа социальных карт: информационная и платёжная социальные карты жителя Самарской области.
Платежная социальная карта жителя Самарской области позволяет активно использовать большой спектр социально ориентированных банковских услуг, в том числе оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), стоимости предоставления природного газа, электроэнергии, услуг операторов стационарной и сотовой связи. Предусмотрено информирование на сотовый телефон о поступлении или снятии денежных средств со счета социальной карты.
Информационное приложение позволяет пользоваться Интернет-киоском и региональным социальным порталом, получить адресную информацию о доступных льготах и выплатах, о предоставленных медицинских услугах и льготном лекарственном обеспечении, адресные предложения от организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере, взаимодействовать с органами исполнительной власти.
В настоящее время министерством здравоохранения и социального развития Самарской области выдано населению более 135 тыс. социальных карт жителя Самарской области.
На территории городских округов Самара и Тольятти проработана возможность использования уже действующей социальной карты для граждан, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте, в качестве электронного проездного билета (транспортное приложение).
По социальным картам предоставляются торговые скидки на весь ассортимент товаров, включая социально значимые продуктовые товары первоочередного спроса, в торговых организациях, вошедших в социальную сервисную систему, в том числе во всей торговой сети магазинов «Любимый» (приложение лояльности).
Разрабатывается структура данных индивидуального паспорта здоровья для размещения на социальной карте жителя Самарской области, включающего основную медицинскую информацию о держателе карты, информацию о хронических заболеваниях и противопоказаниях, электронный медицинский полис держателя и регламент инициализации медицинского приложения социальной карты в медицинском учреждении.
Для повышения уровня доступности социальных услуг проводятся мероприятия по развитию единого информационного пространства органов исполнительной власти и структур, предоставляющих услуги населению, которые направлены в первую очередь на обеспечение адресного, оперативного взаимодействия с населением, оказания своевременной качественной социальной помощи жителям Самарской области и упрощения для населения процедуры получения социальной помощи и льгот.
Большой опыт применения информационных технологий в социальной защите населения позволяет оперативно реагировать на любые изменения в законодательстве, направленные на улучшение качества жизни населения области. Наличие актуальной информации по 1,3 млн. жителей области дает возможность делать качественные прогнозы по социальной поддержке населения.
Система социальной защиты населения в Самарской области направлена на однократное посещение гражданином учреждения социальной защиты для получения мер социальной поддержки, минимизацию количества документов, предоставляемых на бумажных носителях.
С 2005 года ведутся работы по организации мер социальной поддержки на поселенческом уровне. Эти пункты, распределенные по территории муниципального образования, позволяют гражданам решать многие возникающие вопросы по месту жительства человека без непосредственного посещения управления социальной защиты населения. Специалистам в интерактивном режиме доступна вся необходимая информация для назначения выплаты или консультаций, так как пункты соединены с базой данных управления скоростными каналами связи.
Создание сети «Единые информационные окна по обслуживанию населения» в каждом поселении и микрорайоне (на сегодня их 93) позволяют внедрить новые стандарты государственных услуг по социальному обслуживанию населения Самарской области. Каждое окно предусматривает установку Интернет-киоска для получения посетителями консультаций по нормативной правовой и другой социально значимой информации.
Начиная с 2002 года, в Самарской области реализуется концепция по сбору в единое целое всех сведений о гражданине, обратившемся за социальной поддержкой, в проектируемых прикладных программных комплексах. Основные ее положения:
внедрение единой системы общих для всех программных комплексов органов социальной защиты населения справочников (населенные пункты, улицы, банки, родственные отношения и т.п.);
формирование единого реестра граждан, обратившихся за социальной помощью. По какому бы вопросу ни обратился гражданин, основные сведения о нем заносятся в единый реестр и становятся доступными для использования в специализированных программных комплексах;
загрузка данных, полученных в результате информационного обмена, в том числе от сторонних организаций, их доступность для использования в любом специализированном программном комплексе.
С целью реализации концепции по сбору в единое целое всех сведений о гражданине в министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области разработан центральный программный комплекс «Человек», под управлением которого должны действовать все специализированные программные комплексы. Соблюдение единых принципов создания программного обеспечения должно осуществляться с целью исключения дублирования функций, использования преимуществ информационного обмена.
В настоящее время к центральному модулю «Человек» подключены программные комплексы для решения следующих задач:
формирование реестра региональных льготников, назначение единовременной денежной выплаты (далее - ЕДВ) и ЕДВ на частичную оплату жилой площади из областного бюджета;
назначение ЕДВ донорам;
назначение адресной социальной помощи;