Действующий

О Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года (с изменениями на 13 сентября 2012 года)


6.1. Здравоохранение

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05 апреля 2012 г. № 157)

Современные ИКТ оказывают всё возрастающее влияние на общий уровень развития медицины, качество медицинских услуг и эффективность системы здравоохранения.

В настоящее время здравоохранение невозможно представить без использования высокотехнологичного оборудования для диагностики и лечения заболеваний. В то же время технологии сбора, хранения и обработки информации, формируемой в ходе лечения пациента, претерпели незначительные изменения. Первичная информация в подавляющем большинстве случаев хранится в бумажном виде либо в виде записей и графических образов, не доступных для автоматизированного анализа.

В то же время первичная информация является основой для получения качественных и детальных статистических данных, необходимых для мониторинга и анализа эпидемиологической ситуации. Доступ к обезличенным первичным данным о лечении пациентов может обеспечить качественный прорыв в разработке новых высокоэффективных лекарственных средств. Автоматизированный анализ симптомов и результатов клинических обследований является ключом к профилактике заболеваний и осложнений. Оперативный доступ к данным истории болезни независимо от места оказания медицинской услуги жизненно важен при оказании скорой медицинской помощи и необходим для повышения качества и доступности медицинских услуг в условиях растущей мобильности населения. Внедрение современных компьютерных технологий способно обеспечить эффективное решение задач, которые стоят перед современной системой здравоохранения.

Основными направлениями использования ИКТ в сфере здравоохранения Самарской области являются:

повышение качества и доступности медицинской помощи;

разработка системы показателей и их мониторинга для оценки качества медицинских услуг;

создание систем мониторинга состояния здоровья населения как для оценки ситуации в реальном времени, так и статистического учета;

создание систем анализа существующих и перспективных потребностей населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;

создание систем персонифицированного учета медицинских услуг на основе «электронного паспорта здоровья»;

создание и внедрение типовых автоматизированных информационных систем для лечебных, профилактических и других медицинских учреждений муниципального, регионального и федерального подчинения;

внедрение безбумажного медицинского документооборота;

внедрение технологий телемедицины;

создание системы непрерывного повышения квалификации медицинских работников и организация оперативного доступа специалистов ко всему комплексу актуальных знаний Национальной электронной медицинской библиотеки;

использование ИКТ для обеспечения задач управления как в чрезвычайных ситуациях, так и при организации работы скорой и неотложной медицинской помощи;

оснащение лечебных учреждений Самарской области необходимой аппаратно-программной инфраструктурой и средствами защиты информации, объединение всех элементов системы здравоохранения Самарской области с помощью единой защищенной корпоративной сети передачи данных и создание специализированного регионального дата-центра хранения медицинской информации.

Ключевым элементом всей системы информатизации здравоохранения Самарской области и перехода к персонифицированному оказанию медицинских услуг должен стать так называемый электронный паспорт здоровья, с помощью которого медицинские работники получают актуальную информацию о медицинской истории болезни, включая данные анамнеза, результаты анализов, рецепты. Пациенты также получают доступ к своей персональной медицинской истории, результатам анализов в реальном времени. При этом они экономят время при смене лечебно-профилактического учреждения и получении различных справок.

Электронный паспорт здоровья предоставляет каждому гражданину и его лечащему врачу конфиденциальную информацию об истории его болезни и лечения на протяжении всей жизни вне зависимости от места оказания медицинской услуги. Паспорт может быть доступен в электронном виде авторизованным специалистам и пациенту с учетом разграничения прав доступа. Инфраструктура создаваемого электронного паспорта здоровья представляет собой совокупность прикладного, организационного, методического, нормативного и законодательного обеспечения, а также компонентов вычислительной и теле-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих возможность защищенной работы с электронным паспортом здоровья в любой момент времени.

Электронный паспорт здоровья является одним из приложений социальной карты жителя Самарской области и обеспечивает интеграцию различных информационных систем, которые формируют комплекс знаний о конкретном человеке. Гражданин сможет получить персональную медицинскую информацию и услуги в электронном виде через защищенные точки доступа к государственным и муниципальным базам данных в формируемой региональной сети интернет-киосков.

В состав информационного поля электронного паспорта здоровья входят информационные ресурсы других организаций, причастных к оказанию медицинской помощи населению (городской отдел территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, дистрибьюторы и т.д.). Вся информация о взаимодействии структур интегрируется в информационно-аналитических центрах и после многофакторного анализа может быть использована для управления качеством оказания медицинской помощи. Обеспечение оперативного и долговременного хранения медицинской информации, её защиту и межведомственную передачу по защищенным каналам связи необходимо обеспечить на основе технологической инфраструктуры государственного казенного учреждения Самарской области «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами». (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05 апреля 2012 г. № 157)     

Кроме того, в целях обеспечения доступности для населения информации о наличии лекарственных препаратов, в том числе по льготным рецептам, необходимо обеспечить создание регионального портала о наличии лекарственных препаратов. Персонификацию предоставления информации на данном портале должна обеспечить идентификация пользователя с помощью социальной карты жителя Самарской области.

Для планирования и мониторинга качества оказания медицинских услуг должен быть сформирован комплекс взаимоувязанных показателей результативности в сфере здравоохранения. В настоящий момент с помощью областных электронных информационных ресурсов ведётся мониторинг более 250 отдельных показателей конечных результатов медицинской деятельности.

Дополнительно для повышения доступности и качества медицинских услуг необходимо реализовать:

публикацию административных регламентов оказания государственных услуг в сфере здравоохранения на региональном портале государственных услуг и информирование населения о качестве медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями в Самарской области;

создание региональных и муниципальных информационных центров в сети Интернет и «горячих линий» для населения по вопросам здравоохранения, которые должны предоставлять достоверную информацию при возникновении чрезвычайных ситуаций;

создание специализированных информационных ресурсов в сети Интернет по общим вопросам здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни, а также для целевых групп населения, в том числе для лиц, страдающих хроническими и трудноизлечимыми заболеваниями;

разработку интегрированных систем мониторинга показателей качества медицинских услуг и систем поддержки принятия управленческих решений в сфере здравоохранения.

В рамках создания системы мониторинга здоровья населения необходимо обеспечить развертывание достаточного количества мобильных диагностических станций с функцией диспансеризации населения, проведения профилактических осмотров персонала, сотрудников предприятий и экспресс-диагностики, а также создание ситуационных центров на базе высокотехнологичных региональных и муниципальных медицинских центров. Для некоторых категорий граждан возможно применение дистанционных персональных диагностических систем, которые могут в мобильном или стационарном режиме (дома или на работе) обеспечивать мониторинг набора показателей состояния здоровья пациента и дистанционный обмен информацией с консультирующим врачом, в том числе в реальном времени.

Для оказания медицинских услуг населению по месту проживания необходимо развивать сеть офисов врачей общей практики, оснащенных средствами телемедицины, дистанционной диагностики и доступа к медицинским информационным ресурсам регионального и национального уровня.