В 1997 году в Программе развития ООН появился новый термин для обозначения особой грани бедности, так называемой «информационной бедности». Он отражает рост социальной дифференциации населения по принципу доступа к ИКТ, которые дают человеку возможность получить образование, повысить квалификацию, обеспечить стабильный доход.
Появление нового вида социального неравенства, порождаемого отсутствием у людей доступа к современным информационным ресурсам, требует активных действий государственных органов.
В эпоху развивающегося информационного общества одна из главных задач государства - обеспечить реализацию права на доступ к информации и знаниям всем его гражданам, сгладить информационное неравенство различных слоев населения.
Эта проблема является общей для всего мирового сообщества. В докладе Европейской комиссии «Европа и глобальное информационное общество» экспертами отмечается, что развитие информационного общества в настоящее время несет позитивные возможности для сферы занятости, организации труда, рынка рабочей силы, повышает качество жизни, но также приводит к исключению из активной общественной жизни определенных социальных групп. Особенному риску подвергаются люди с низким уровнем доходов, пенсионеры, безработные, родители-одиночки, женщины. Это именно те, кто не может позволить себе приобрести новую цифровую интерактивную технику, работать в компьютерных сетях, приобретать мультимедийные продукты, что ведёт к возникновению информационного неравенства. Ещё одна причина этого явления - нежелание, неумение, пассивность в использовании современных ИКТ. Новые технологии требуют от людей и новых качеств: высокого уровня абстрактного мышления, быстроты реакции, готовности к постоянному повышению уровня образования. Традиционная культура прежних способов коммуникации основана на прямых человеческих контактах, литературной грамотности и линейном представлении информации. Современная виртуальная коммуникация меняет как поведение пользователей, так и способы представления информации. Именно поэтому интеграция всех слоев населения в информационное общество, исключенных из него по разным причинам: социальным, интеллектуальным, становится важнейшей политической задачей.
В соответствии с общемировой стратегией необходима разработка нормативной правовой базы для развития информационного общества, предоставления населению оперативной и полной информации в электронном виде с использованием ИКТ. Органы государственной власти должны обеспечить помощь гражданам в освоении и использовании современных ИКТ. Это позволит поэтапно проводить мероприятия по сглаживанию информационного неравенства среди жителей Самарской области.
Проведение мониторинга удовлетворенности уровнем доступа к информации, предоставляемой органами государственной власти и местного самоуправления, и к ИКТ в целом позволит оценить эффективность и оперативность развития информационного общества в Самарской области, будет способствовать преодолению информационной бедности, сохранению преимуществ новых технологий для общества и смягчению негативных последствий их развития.
Укрепление государственных гарантий доступности современных ИКТ обеспечивается:
формированием комплексной информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем;
развитием средств вычислительной техники, программного обеспечения, компьютерных технологий;
развитием информационных технологий как процесса широкомасштабного использования информации, информационно-коммуникационной инфраструктуры во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах;
организацией доступа к открытым государственным информационным ресурсам, размещаемым в сети Интернет;
повышением уровня компьютерной грамотности населения;
увеличением числа точек общественного доступа к сети Интернет;
увеличением количества точек подключения к телефонной связи;
развитием доступных услуг широкополосного доступа к сети Интернет.