Действующий

О Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года (с изменениями на 13 сентября 2012 года)


6.3. Образование

     Образование - особая общественная сфера деятельности, которая формирует знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты, квалификацию каждого человека и в конечном счете экономический и интеллектуальный потенциал общества.

В информационном обществе изменяются требования к образовательным системам - они должны стать эффективными и инновационными, что позволит каждому гражданину реализовать заложенный в нем потенциал, стать полноценным и полезным членом общества. Ранее существовавшая модель «образование на всю жизнь» должна трансформироваться на основе ИКТ в новую модель образования: «образование через всю жизнь».

     Таким образом, решение проблем качества, доступности и эффективности образования на основе современных ИКТ приобретает особую актуальность в рамках социализации личности и ее адаптации в информационном обществе.

В ходе реализации ряда проектов и целевых программ областного и федерального уровней в 2003-2006 годах была создана техническая и кадровая база для решения задач, обеспечивающих устойчивое развитие системы образования региона на основе современных информационных технологий. Однако в настоящее время проявляется ряд проблем, которые требуют своевременного решения:

недостаточный уровень интеграции средств вычислительной техники;

отсутствие системы постгарантийного обслуживания морально и физически устаревающих аппаратно-программных средств, рост эксплуатационных затрат на техническое обслуживание;

дефицит квалифицированных кадров, осуществляющих техническое обслуживание аппаратно-программных средств и администрирование локальных и региональных вычислительных сетей;

разрыв в темпах развития ИКТ и процесса профессиональной подготовки педагогов для использования новых ИКТ (профессиональное обучение и повышение квалификации);

невысокая степень использования сетевых технологий для организации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

недостаточный уровень информационной безопасности локальных и внутренних частных сетей образовательных учреждений.

Основной целью информатизации системы образования Самарской области является обеспечение модернизации системы образования, направленной на реализацию конституционных прав граждан на:

гарантированный равный доступ к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья;

социальную защиту детей и подростков, лишенных попечения родителей;

выявление и поддержку наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, формирование профессиональной элиты;

формирование успешной гармонично развитой на идеалах патриотизма и нравственности личности.

Стратегические цели информатизации системы образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия граждан, родительской общественности, институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.

Основными направлениями информатизации системы образования являются:

1) достижение нового качества образования за счет:

развития предоставляемых образовательных услуг на основе ИКТ и обеспечения равных прав и возможностей субъектам образовательного процесса в части использования образовательных ресурсов сети Интернет и ресурсов локальных сетей;

обеспечения широкополосного доступа к образовательным ресурсам сети Интернет государственным (областным) и муниципальным образовательным учреждениям, расположенным на территории Самарской области;

внедрения новых форм образования на основе использования интерактивных дистанционных технологий обучения, в том числе развития системы непрерывного образования и дистанционных форм открытого образования, использования мобильных устройств хранения и передачи информации на основе беспроводных технологий;

создания среды ИКТ для организации и сопровождения системы сквозного непрерывного образования, отработки различных моделей интеграции образовательных сред ИКТ дошкольного, общего и дополнительного образования, начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечения реальной многоуровневости высшего образования;

поддержки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда на основе ИКТ (в рамках реализации проекта «Открытый урок» проведение регулярных Интернет-конференций с участием представителей ведущих предприятий Самарской области, консультаций специалистов по вопросам профессионального самоопределения);

создания информационной системы прогнозирования потребностей рынка труда и разработки механизма взаимодействия сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

обеспечения условий для формирования единой информационно-образовательной среды для организации многоуровневой иерархической системы технологических Интернет-ресурсов, позволяющей объединить не только вычислительные возможности компьютеров, но и интеллект, знания и опыт работников образования, привлечь к работе лучших специалистов той или иной области знаний вне зависимости от их места проживания;

развития региональных и муниципальных образовательных информационных ресурсов, в том числе образовательных информационных ресурсов, формирующих у обучающихся гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, успешную социализацию их в информационном обществе и активную адаптацию на рынке труда;

разработки нормативной базы для организации системы непрерывного повышения квалификации педагогов в области использования ИКТ в повседневной деятельности и механизмов ее финансирования с введением институтов тьюторства;

разработки нормативной базы для трансляции опыта использования ИКТ в системе общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования;

2) обеспечение комплексной безопасности учащихся образовательных учреждений за счет: