ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 июня 2007 года № 77
Об основных направлениях государственной политики в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года
_____________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 13 июля 2011 г. № 321
_____________________________________________________________________________________________________
В целях определения приоритетных направлений государственной политики в сфере развития культуры на территории Самарской области до 2020 года Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления государственной политики в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года (далее - Основные направления).
2. Министерству культуры и молодежной политики Самарской области (Рыбаковой) в срок до 1 июля 2007 года разработать план мероприятий по реализации Основных направлений.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Самарской области при разработке и реализации мероприятий в сфере развития культуры учитывать положения Основных направлений.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство культуры и молодежной политики Самарской области (Рыбакову).
5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
К.А.Титов
Приложение
к Постановлению Правительства Самарской области
от 13 июня 2007 г. № 77
Основные направления государственной политики в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года
1. Основные положения
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как ресурс привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие региона можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.
Государственная политика в сфере развития культуры в Самарской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности жителей Самарской области в культурную жизнь региона, расширение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.
Основные направления государственной политики в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года (далее - Основные направления) реализуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и соглашениями Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о культуре, федеральной целевой программой "Культура России (2006 - 2010 годы)", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, Докладом о развитии человека "Культурная свобода в современном многообразном мире" (Программа развития Организации Объединенных Наций, 2004 г.), Резолюцией по культурным правам "О поощрении общедоступности культурных прав и уважения к различным самобытным культурам", принятой Комиссией по правам человека в 2002 г., Законом Самарской области "О культуре в Самарской области" и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
Государственная политика в сфере развития культуры в Самарской области до 2020 года осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
развитие культурного многообразия и мультикультурной демократии;
формирование и развитие жизненных ценностей;
комплексная модернизация сферы культуры;
интеграция Самарской области в общероссийский и мировой культурный процесс.
2. Цель и задачи Основных направлений
Целью Основных направлений является определение приоритетов государственной поддержки развития культуры, создание условий для реализации культурного потенциала, обеспечивающего рост культурного капитала и его использование для устойчивого развития Самарской области.
Задачи Основных направлений:
сохранение культурного наследия, развитие культурного потенциала и культурных инноваций, поддержка культурного многообразия;
сохранение и развитие единства культурного пространства;
создание равных возможностей для населения различных территорий и представителей разных этнических групп для получения доступа к культурным ценностям;
формирование ценностных ориентаций личности и социальных групп, направленных на повышение уровня вовлеченности населения в культурную жизнь региона;
обеспечение диалога культур на региональном, российском и международном уровнях;
повышение инвестиционной привлекательности Самарской области в сфере культуры и конкурентоспособности культуры в Самарской области на российском и международном уровнях.
3. Принципы реализации Основных направлений
Государственная политика в сфере развития культуры в Самарской области основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным и общественным объединениям, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий для достойной жизни и свободы человека и гражданина. Реализация этих положений осуществляется на основе следующих принципов:
системность, обоснованность, комплексность и последовательность;
историческая преемственность;
непрерывное и поступательное развитие культуры;
солидарность и толерантность, основанные на признании культурного разнообразия и осознании единства человечества;
учет интересов и потребностей всех групп населения;
культурные права, свободы, плюрализм;
доступность;
информационная открытость;
взаимодействие государства, институтов гражданского общества, бизнеса;
единство культурной политики на различных уровнях управления;
ориентация на лучшие отечественные и мировые практики развития культуры;
измеряемость результатов реализации государственной политики в сфере развития культуры.
4. Приоритетные направления государственной политики в сфере развития культуры в Самарской области
4.1. Развитие культурного многообразия и мультикультурной демократии
Актуальность развития культурного многообразия обусловлена возрастающей необходимостью защиты культурных прав граждан в эпоху глобализации и формирования собственной культурной ориентации как в стране в целом, так и в Самарской области, а также проблемой сохранности памятников истории и культуры, предметов музейных и библиотечных фондов.
Целью политики культурного многообразия является защита культурной свободы и расширение свободы выбора образа жизни жителей Самарской области. Культурное многообразие является одним из ресурсов, обеспечивающих полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь населения Самарской области.
Творческое многообразие черпает свои силы в самобытных культурных традициях, но достигает расцвета в процессе диалога культур. Необходимо сохранять, популяризировать и передавать будущим поколениям культурное наследие во всех его формах, отражающих опыт и чаяния человечества, создавая тем самым питательную среду для творчества во всем его многообразии и налаживая подлинный диалог между культурами.
Для развития культурного многообразия необходимо:
совершенствовать законодательство об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры);
создавать специализированные учреждения культуры, осуществляющие функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества (центров народного творчества, домов ремесел, центров традиционной народной культуры и т.д.);
осуществлять инвентаризацию памятников истории и культуры;
создавать условия для повышения уровня безопасности хранения архивных документов и культурных ценностей;
разработать региональную стратегию создания и развития системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Самарской области;
формировать на базе региональных достопримечательных мест туристические маршруты;
совершенствовать проектное управление, осуществлять поддержку творческих проектов, имеющих некоммерческий характер;
разрабатывать инновационные проекты, направленные на развитие культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;
создавать условия для развития субъектов культурного процесса;
сохранять традиции и поддерживать развитие профессионального и самодеятельного искусства всех видов и жанров;
содействовать развитию современного искусства всех направлений, в том числе любительского творчества;
создавать условия для развития современного кинопоказа, обеспечивая доступность произведений киноискусства для населения;
содействовать развитию творческих союзов и других организаций, объединяющих учреждения и частных лиц, занятых в сфере культуры, представителей творческих профессий;
поддерживать современную молодежную субкультуру;
создавать условия для развития негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры.
создавать условия для формирования этносреды;
поддерживать толерантную ментальность в многонациональных культурных средах;
создавать условия для реализации культурных прав и свобод.
Актуальность реализации политики развития мультикультурной демократии в Самарской области обусловлена необходимостью расширения возможности для проявления культурного многообразия. Первостепенное значение имеют демократия, развитие и согласованность деятельности всех ветвей органов власти, а также политика мультикультурализма, включающая признание культурных различий, что способствует достижению равноправия.
Осуществление политики культурного многообразия - это путь к построению сообщества людей, в котором налицо и многообразие, и единство.
Для развития мультикультурной демократии необходимо:
привлекать группы и меньшинства, многообразные в культурном отношении, к участию в разработке культурной политики и ее реализации на основе идеи общего мира;
создавать условия для поддержки национальных культур;
обеспечить равный доступ представителей различных этносов к культурным ценностям;
разрабатывать систему мер по развитию ценностей национальных культур;
создавать социально значимые программы, направленные на сохранение национальной культуры в Самарской области;
развивать культурные альтернативы и свободы, стимулировать культурную самобытность;
формировать в обществе уважение к различным самобытным культурам;
сохранять и воссоздавать традиционные национальные праздники как средство признания культурной самобытности;
формировать и использовать целевой капитал некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры;
совершенствовать механизмы поддержки деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного творчества.
4.2. Формирование и развитие жизненных ценностей
Развитие жизненных ценностей отвечает актуальной потребности российского общества в формировании общей системы нравственных ориентиров как основы духовного единства, как важного фактора общественного развития.
Значимость политики формирования и развития жизненных ценностей обусловлена тем, что в центре ее внимания находится личность и ее развитие (гуманитарное развитие). Управление гуманитарным развитием предполагает создание необходимых условий и разработку механизма взаимодействия власти и населения, способствующих реализации возможностей каждого человека вести здоровую, полноценную, творческую жизнь, осуществлять свои устремления. Неотъемлемой частью политики формирования и развития жизненных ценностей человека является персонификация культуры. Ее актуальность обусловлена необходимостью увековечения и сохранения в памяти людей имен и достижений выдающихся деятелей культуры и искусства.
Для реализации политики персонификации культуры в Самарской области необходимо:
развивать систему грантов, стипендий, наград и иных стимулирующих выплат для поддержки выдающихся деятелей культуры и творческих коллективов, талантливой молодежи;
разрабатывать систему мер по увековечению памяти выдающихся деятелей культуры (оказывать поддержку фестивалям, конкурсам, фондам, носящим имена выдающихся деятелей культуры России и Самарской губернии, устанавливать мемориальные доски, памятные камни, присваивать улицам имена выдающихся деятелей культуры, объявлять года выдающихся деятелей культуры и искусства);
оказывать поддержку авторским культурным продуктам (творческие программы, именные мастер-классы и другое);
пропагандировать в обществе положительный образ человека-героя (героический поступок, персональное достижение в области культуры);
разрабатывать систему мер по формированию и развитию у молодежи таких общественно значимых ценностей, как любовь к отечеству, честь и достоинство, патриотизм, уважение к истории и традициям, старшему поколению, ценность человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства, здоровья, образования и труда.
Для реализации политики формирования и развития жизненных ценностей необходимо:
создавать межведомственные социально значимые программы для молодежи, направленные на формирование и развитие позитивных жизненных ценностей российского общества;
создавать условия для привлечения детей и молодежи к социально-культурной деятельности;
поддерживать тематические издания для детей и молодежи;
формировать позитивное общественное мнение относительно жизненных ценностей;
разрабатывать мероприятия по вовлечению молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;
обеспечить доступ молодежи к программам и мероприятиям, направленным на формирование и развитие жизненных ценностей;
создавать условия для привлечения детей и молодежи к социально-культурным программам, направленным на деятельность по правам человека;
осуществлять вовлечение молодежи в непосредственную работу со сверстниками, направленную на формирование здорового образа жизни, позитивных жизненных ценностей;
создавать условия для привлечения детей и молодежи к реализации социально-культурных программ, направленных на повышение социально ответственного родительства;
создавать условия для личностного роста молодежи с целью продвижения человека к актуальным для него жизненным ценностям в направлении самоактуализации, межличностной гармонии и деловой успешности.
4.3. Комплексная модернизация сферы культуры