Недействующий

Принят
Самарской Губернской Думой
13 декабря 2005 года

ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

27 декабря 2005 года № 233-ГД

Об утверждении областной целевой программы развития малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы

______________________________________________________________
Изменение:
                       Закон Самарской области от 07.12.2006 N 161-ГД;
                       Закон Самарской области от 29.12.2006 N 213-ГД;
                       Закон Самарской области от 09.10.2007 N 99-ГД;
                       Закон Самарской области от 16.10.2008 N 115-ГД
______________________________________________________________     

_____________________________________________________________________

Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД

_____________________________________________________________________       

Статья 1.

(с изменениями на 6 апреля 2009 года)

(с изменениями на 16 октября 2008 года)

(с изменениями на 9 октября 2007 года)

 Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы.     

Статья 2.

 Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.


И.о. Губернатора Самарской области
С.А.Сычев

Приложение
к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой
программы развития малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы"

Областная целевая программа развития малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы (далее - программа)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ   - областная   целевая    программа развития  малой   энергетики   в Самарской области на 2006 - 2015 годы                      
ОСНОВАНИЕ И ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ  - поручение  председателя  Правительства Самарской  области  от 14.02.2005
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЗАКАЗЧИК -ПРОГРАММЫ Правительство Самарской области
ГОЛОВНОЙ  ИСПОЛНИТЕЛЬ  ПРОГРАММЫ  - открытое  акционерное   общество  "Самарская  региональная энергетическая корпорация" (далее - ОАО "СамРЭК") (по  согласованию)
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ  ПРОГРАММЫ - министерство   промышленности  и энергетики  Самарской области ГУП "СамРЭК" (по согласованию)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ  - содействие обеспечению  удвоения  валового регионального  продукта  Самарской области  к  2010  году без увеличения финансовых затрат на  
                                                               топливно-энергетические ресурсы;
                                                               повышение уровня жизни населения   за   счет внедрения  новых  энергоэффективных  технологий  производства  электрической  и   тепловой энергии;
                                                               повышение  надежности  топливно- энергетического  обеспечения  потребителей Самарской области;
                                                               повышение  эффективности  использования  топливно- энергетических ресурсов;
                                                               снижение удельной  энергоемкости  внутреннего регионального  продукта за счет внедрения новых технологий и  энергоэффективного оборудования,  использования
                                                               научно-технического,  инновационного  и  кадрового потенциала области;
                                                              снижение  доли  затрат на   энергообеспечение  организациями  комплекса ЖКХ;
                                                              уменьшение негативного  воздействия на  окружающую среду  в  соответствии  с  требованиями Киотского протокола
СРОКИ И ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  - с 2006 по 2015 год  реализация  Программы  осуществляется в четыре этапа:
                                                             1  этап (2006  г.)  -  внедрение пилотных проектов;
                                                             2  этап (2007  - 2009    гг.) -  реконструкция  энергетических объектов,  использующих  дорогостоящие  и экологически  вредные виды топлива;
                                                             3  этап  (2010 - 2012    гг.)  -  реконструкция энергетических объектов,   имеющих   в своем составе оборудование с  критическим сроком  эксплуатации и   высоким   удельным   
                                                             расходом топлива;
                                                            4  этап (2013  -  2015   гг.)  - 100 - процентный  перевод  объектов   малой  энергетики  на  когенерационную технологию  производства энергии
ИСПОЛНИТЕЛИ  ПРОГРАММЫ     - ОАО "СамРЭК" (по  согласованию);
                                                            органы местного самоуправления в Самарской области (по согласованию);
                                                            подрядные  организации, определяемые  на конкурсной основе
ОБЪЕМ И   ИСТОЧНИКИ  ФИНАНСИРОВАНИЯ  ПРОГРАММЫ    - 9 236 млн. рублей, из них:
                                                            1 383  млн.  рублей  -  средства  областного бюджета;
                                                            предполагается  привлечение внебюджетных  средств  в   сумме   7 853 млн. рублей;
                                                            объемы  финансирования  мероприятий  Программы  ежегодно уточняются при разработке  прогнозов социально-экономического развития области;
                                                            органы   исполнительной   власти Самарской  области   и органы  местного самоуправления в Самарской  области  ежегодно  уточняют и согласовывают  перечень первоочередных  
                                                            проектов  и  мероприятий,  намеченных  для финансирования;
                                                            мероприятия,   финансирование которых  предполагается  осуществить   за счет внебюджетных   источников,  не являются  расходными обязательствами Самарской области
СИСТЕМА  ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ ЗА  ИСПОЛНЕНИЕМ  ПРОГРАММЫ  - контроль  за  исполнением Программы осуществляется   министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской  
                                                        области, министерством  строительства   и жилищно-коммунального  хозяйства Самарской области.   Общую координацию хода выполнения Программы  осуществляет  ОАО   
                                                           "СамРЭК". Органы  исполнительной   власти Самарской  области  обеспечивают создание    и   функционирование  системы планирования, учета   за   ходом   выполнения   
                                                            программных   мероприятий
ОЖИДАЕМЫЕ   КОНЕЧНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОГРАММЫ  - повышение  эффективности  использования  топливно-энергетических  ресурсов в энергетическом секторе экономики области;
                                                            перевод  экономики   области  на  энергоэффективный путь  развития за счет  создания  и   внедрения  новейших  технологий и  оборудования;
                                                            достижение экономии топлива;
                                                            повышение качества  жизни населения  (снижение  темпов  роста затрат  на энергообеспечение  населения,   повышение  энерговооруженности);
                                                            изменение экологической  обстановки   в  области согласно положениям Киотского  протокола.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Актуальность Программы определяется тем, что она направлена на решение важнейшей задачи государства - повышение уровня жизни россиян. Именно эту задачу Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации определил как приоритетную в государственной политике России на ближайшие годы.

Вряд ли можно подвергнуть сомнению тот факт, что решение столь важной как для страны в целом, так и для каждого ее гражданина задачи требует реформирования жилищно-коммунального хозяйства и, прежде всего, топливно-энергетического сектора. Стратегическим направлением в развитии топливно-энергетического сектора экономики сегодня является повышение эффективности использования природных энергетических ресурсов в целях существенного увеличения объема производимого внутреннего регионального продукта и улучшения качества жизни населения.

Именно топливно-энергетический сектор экономики определяет финансово-экономические показатели и возможности устойчивого социально-экономического развития Самарской области. Однако, располагая мощным производственно-технологическим, научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом, значительными ресурсами углеводородного сырья, топливно-энергетический сектор области имеет сравнительно низкую энергоэффективность. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса, возрастают издержки населения на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни.

Анализ ситуации в топливно-энергетической сфере Самарской области показывает, что на сегодняшний день основными проблемами являются:

дефицит инвестиций в развитие и модернизацию объектов производства и передачи тепловой энергии;

неразвитость механизмов оптимизации потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и внедрения энергосберегающих технологий;

отсутствие достоверной информации о составе, структуре и объемах энергоснабжения населения, осуществляемого через энергосберегающие организации;

зависимость ОАО "Самараэнерго" как основного поставщика энергии в регионе от ситуации на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности;

отсутствие конкуренции в энергетическом секторе и низкая эффективность использования ТЭР организациями жилищно-коммунального комплекса.

Решение этих проблем возможно при условии, что реформирование топливно-энергетического сектора опирается на государственную политику. Усиление роли государственного управления, естественно, предполагает выделение значительных финансовых средств на структурную перестройку и техническое перевооружение данного сектора экономики.

Председателем Правительства Самарской области дано поручение от 14.02.2005 министерству промышленности и энергетики Самарской области разработать областную программу - стратегию развития системы энергообеспечения населения Самарской области. Главная цель данной стратегии - начать реформу жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), изменить степень надежности инженерно-технической части энергооборудования, обеспечивающего тепловой и электрической энергией социально значимые объекты (больницы, детские дошкольные учреждения, жилые дома, и т.д.).

Выполняя данное решение, разработчики Программы исходили из того, что сегодня в условиях коммунальной реформы и сложившихся цен, стремящихся к мировому уровню на исходное топливо, решение поставленной проблемы должно базироваться на использовании в энергетике новых энергосберегающих технологий. Именно акцент на внедрение современных, экономичных технологий определяет новизну предлагаемой Программы.

Практическая реализация приоритетных направлений Программы осуществляется путем мониторинга их реализации, анализа эффективности принимаемых организационных, финансово-экономических, правовых и структурных решений, регулирующих взаимоотношения в топливно-энергетическом секторе экономики, что позволит обеспечить научно-обоснованное, экономически оправданное строительство энергетических объектов.

1.1. Общие положения

Когенерация - высокоэффективное использование первичного источника энергии - газа для получения двух форм полезной энергии - тепловой и электрической. Главное преимущество этой технологии перед обычными технологическими процессами, применяемыми на теплоэлектростанциях, состоит в том, что преобразование энергии происходит с большей эффективностью. Иными словами, система когенерации позволяет использовать то тепло, которое обычно просто теряется. При этом снижается потребность в покупной энергии на величину вырабатываемых тепловой и электрической энергии, что способствует уменьшению производственных расходов.

Когенератор (когенерационная установка) - установка, одновременно вырабатывающая электрическую и тепловую энергию. Когенератор состоит из двигателя (дизельного, газопоршневого двигателя внутреннего сгорания, газовой турбины), электрогенератора, системы отбора (утилизации) тепла и системы управления. При работе двигателя-генератора утилизируется тепло газовыхлопа, масляного холодильника и охлаждающей жидкости двигателя.


Положение когенераторов на российском рынке энергоснабжения

Применение когенераторов в центральной части крупных городов позволяет эффективно дополнять рынок энергоснабжения без реконструкции старых перегруженных сетей. При этом значительно увеличивается качество электрической и тепловой энергий. Автономная работа когенератора позволяет обеспечить потребителей электроэнергией со стабильными параметрами по частоте и по напряжению, тепловой энергией со стабильными параметрами по температуре и качественной горячей водой. В качестве потенциальных объектов для применения когенерации в России выступают промышленные производства, заводы, нефтеперерабатывающие заводы, больницы, объекты жилищной сферы малых муниципальных образований, собственные нужды газоперекачивающих станций, компрессорных станций, котельных и т.д. В результате внедрения комбинированных источников возможно решение проблемы обеспечения потребителей теплом и электроэнергией без дополнительного строительства мощных линий электропередачи и теплопроводов. Приближение энергоисточников к потребителям позволит значительно сократить протяженность сетей, следовательно, сэкономить средства на их строительство и обслуживание, снизить потери при передаче энергии и улучшить ее качество, а значит, и повысить коэффициент использования энергии природного газа. Применение когенерационных установок целесообразно в тех местах, где теплообеспечение за счет централизованных источников энергии неэффективно или существенно затратно.

Когенератор является эффективной альтернативой тепловым сетям благодаря гибкому изменению параметров теплоносителя в зависимости от требований потребителя в любое время года. Он не подвержен зависимости от экономического состояния дел в крупных теплоэнергетических компаниях. Когенератор вырабатывает электроэнергию и тепловую энергию в соотношении 1:1,6. Доход (или экономия) от реализации электроэнергии и тепловой энергии покрывает все расходы на когенератор. Окупаемость капитальных вложений в когенераторы происходит быстрее окупаемости средств, затраченных на подключение к тепловым сетям, обеспечивая тем самым быстрый и устойчивый возврат инвестиций.

Когенерационные установки могут устанавливаться в относительно небольших помещениях действующих котельных, причем существующие котлы могут использоваться как резервные или дополнительные источники тепла в период пиковых нагрузок. Когенераторы хорошо вписываются в электрическую схему отдельных потребителей и в электрические сети города при параллельной работе с сетью, при этом централизованное электрообеспечение сохраняется как резервное. Когенераторы покрывают недостаток генерирующих мощностей в малых городах. Появление когенераторов позволяет разгрузить электрические сети, обеспечить стабильное качество электроэнергии и делает возможным подключение новых потребителей соответствующей мощности.

Конкурентный анализ российского рынка энергоснабжения

Условия, выдвигаемые поставщиками электроэнергии и тепловой энергии для подключения к электрическим и тепловым сетям, часто ведут к значительным безвозвратным расходам и даже к пересмотру этих же подключений. Удельная стоимость подключения к энергетическим сетям уже достигла, а на ряде объектов превышает удельную стоимость когенерационной установки с одинаковыми энергетическими параметрами. Существенная разница между капитальными затратами на энергоснабжение от сетей и энергоснабжение от собственного источника заключается в том, что капитальные затраты, связанные с приобретением когенератора, возмещаются, а капитальные затраты на подключение к сетям безвозвратно теряются при передаче вновь построенных подстанций на баланс энергетических компаний. Капитальные затраты при применении когенератора компенсируются за счет низкой себестоимости энергии в целом. Более того, энергоснабжение от когенератора позволяет снизить ежегодные расходы на электро- и теплоснабжение по сравнению с энергосбережением от энергосистем примерно на 2 800 - 2 900 руб. за каждый киловатт номинальной электрической мощности когенератора в том случае, когда когенератор работает в базовом режиме генерации энергии. Это особенно выгодно для электрических и тепловых сетей. Электрическая сеть будет заинтересована в подключении когенератора к своим сетям, так как при этом она приобретает дополнительную генерирующую мощность без капитальных вложений на строительство электростанций. В таком случае энергосистема закупает дешевую электроэнергию для ее последовательной реализации по более выгодному тарифу. Тепловые сети получают возможность снизить производство тепла и закупают дешевое тепло для его реализации близлежащим потребителям посредством существующих тепловых сетей.

Мини-ТЭЦ - электростанция с комбинированным производством электроэнергии и тепла, расположенная в непосредственной близости от конечного потребителя.

В качестве источника энергии в мини-ТЭЦ используются газопоршневые установки (далее - ГПУ) с дизельными или газовыми двигателями внутреннего сгорания (далее - ДВС) и газотурбинные установки (далее - ГТУ).

Наибольшей эффективностью, надежностью и универсальностью отличаются установки на основе газовых (газопоршневых) двигателей. Это вызвано, прежде всего, современными требованиями к экологической чистоте окружающей среды, а также к снижению эксплуатационных расходов на органическое топливо и доступностью его использования. Таким образом, мини-ТЭЦ предоставляют возможности выбора наиболее эффективного пути решения проблемы энергоснабжения за счет широкого диапазона режимов эксплуатации, большого выбора вспомогательного оборудования и систем, различных вариантов компоновок, что позволяет точно и оптимально приспособить установку к работе в любых условиях применения.

При невысоких капитальных и эксплуатационных затратах эти электростанции обеспечивают максимальную эффективность инвестиций за счет производства электроэнергии и тепла по весьма конкурентным ценам.

Диапазон применяемых единичных мощностей от 20 кВт. до 3 МВт, тип и количество устанавливаемых агрегатов обеспечивают оптимальную конфигурацию для получения необходимой мощности мини-ТЭЦ в зависимости от режимов ее использования.

1.2. Обоснование разработки и внедрения Программы

1.2.1. Характеристика состояния энергетического комплекса ЖКХ и основных проблем в сфере энергообеспечения населения малых городов и населенных пунктов Самарской области

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (теплофикация) - это наиболее эффективный способ экономии топлива как в ЖКХ, так и в промышленности.

Проблемы теплофикации неновы для Самарской области. Они являются естественным следствием существования и развития Единой энергетической системы СССР. Централизованная система теплоснабжения в городах и высокая доля тепловых станций в энергетическом балансе страны обусловили наличие теплоэлектростанций (далее - ТЭС), работающих в теплофикационном режиме. Большая часть теплоэлектростанций построена более 30 лет назад, и их модернизация сегодня малоэффективна.

Несмотря на то что 2/5 населения области проживает в малых городах и небольших населенных пунктах, основные центры производства электрической и тепловой энергии сосредоточены в крупных населенных пунктах, таких как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, где имеется достаточная плотность тепловых нагрузок и высокая концентрация производственных мощностей. В то же время в ряде малых городов и населенных пунктах теплоснабжение осуществляется от промышленных организаций и небольших водогрейных котельных, принадлежащих муниципальным предприятиям ЖКХ.

Основу энергетического комплекса Самарской области составляет ОАО "Самараэнерго", в состав которого входят восемь теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ): Самарская ТЭЦ, Безымянская ТЭЦ, Самарская ГРЭС, Тольяттинская ТЭЦ, ТЭЦ Волжского автозавода, Новокуйбышевские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Сызранская ТЭЦ.

Распределение и транспортировку электрической и тепловой энергии обеспечивают самарские, волжские, жигулевские и чапаевские предприятия электрических сетей, Самарские и Тольяттинские тепловые сети, входящие в состав ОАО "Самараэнерго".

Техническое состояние турбоагрегатов ТЭЦ ОАО "Самараэнерго" характеризуется высоким уровнем выработки ресурса. Средний износ оборудования составляет примерно 60%. Большинство действующих теплосетей имеют срок службы 20 - 25 лет, требуют реконструкции и замены отдельных участков, что, безусловно, сказывается на уровне комфортности и безопасного проживания населения. Еще хуже обстоят дела с состоянием энергетического комплекса в малых городах и небольших населенных пунктах области, где производство тепловой энергии сосредоточено в муниципальных котельных, а альтернативные или аварийные источники электрической энергии и вовсе отсутствуют.

В настоящее время комбинированная выработка тепловой и электрической энергии в области производится только на паротурбинных ТЭЦ, которые дают всего лишь около 30% тепловой энергии; основная часть тепловой энергии (около 46%) производится в котельных, которые не только не производят электроэнергию, но и являются ее крупнейшими потребителями в сфере ЖКХ.

Источников генерации электрической энергии в малых городах и небольших населенных пунктах области нет, вследствие чего электрическую энергию приходится транспортировать на большие расстояния от мест ее производства, которые в основном сосредоточены в центре Самарской области. В результате отдаленные населенные пункты и районные центры испытывают сезонную и пиковую нехватку электроэнергии, особенно в районах, граничащих с энергетическими системами других сопредельных государств и областей России.

Отсутствие электрогенерирующих организаций "малой энергетики", альтернативных централизованным источникам электроэнергии, превращает жителей малых городов и небольших населенных пунктов в "заложников" состояния оборудования централизованной энергосистемы области ("большой энергетики", включающей в себя только ТЭЦ). Ее специфической особенностью является существенная зависимость вырабатываемой электрической мощности от тепловой нагрузки при комбинированной выработке энергии, что, в конечном счете, и привело к глобальному сбою в энергосистеме ОАО "Мосэнерго" РАО "ЕЭС России".

Так, в летние периоды мощные теплофикационные паротурбинные установки на ТЭЦ "Самараэнерго" вынуждены работать в режиме, близком к конденсационному (с КПД порядка 15 - 25%). Это означает, что до 75 - 85% теплоты сгорания топлива выбрасывается в атмосферу через градирни. Кроме того, на устойчивость электроснабжения отдаленных населенных пунктов влияет и такой фактор, как природные катаклизмы и опасность террористической угрозы, что обусловлено передачей электроэнергии на большие расстояния и подверженностью линий электропередачи (далее - ЛЭП) атмосферным явлениям.

Основные проблемы электроэнергетической отрасли в Самарской области одинаковы как для "большой" так и для "малой" энергетики:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»