Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года


Таблица N 4

Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более в Самарской области (на 1000 человек в возрасте 15 лет и более) <*>     

Обеспечение доступности дошкольного и школьного образования, создание разноуровневой, многовариантной образовательной системы является одним из приоритетных направлений в Самарской области. 711 дошкольных образовательных учреждений реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности для 100,8 тыс. детей. 130 дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные образовательные услуги населению: оздоровление детей, занятия с логопедом, с дефектологом, музыкально-ритмические занятия, обучение иностранному языку. Уровень охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями в Самарской области сложился более высоким (71%), чем в среднем по России (57,6%), и по нему область занимает 24 место в Российской Федерации и 6 место в Приволжском федеральном округе. На каждые 100 мест в дошкольных учреждениях области приходится 99 посещающих их детей, что говорит о приближении к максимальному использованию имеющихся мощностей и необходимости их развития. По данному показателю за 2003 год область среди регионов Российской Федерации занимает 60 место.

Сфера общего образования включает разнообразную по видам сеть (896 ед.) государственных, муниципальных и негосударственных дневных и вечерних образовательных учреждений, в которых обучается 348 тыс. учащихся. 89% детей занимаются в первую смену, что превышает среднероссийский показатель (82,7%). Уровень охвата детей в возрасте до 15 лет обязательным основным образованием сложился высокий - 99,9%. В целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления образовательных услуг учащимся, особенно сельским школьникам, создана сеть из 166 (из них - 118 сельских) образовательных центров, оснащенных самым современным оборудованием по областной целевой программе "Малокомплектная сельская школа Самарской области в 1998 - 2005 годах". В инновационных учреждениях обучается около 70% сельских школьников. Наряду с образовательными центрами функционируют и строятся сельские малокомплектные школы. В области для организации подвоза учащихся используется 384 школьных автобуса, часть которых оборудована средствами мобильной связи.

Достаточно высокий уровень образования подтверждается результатами единого государственного экзамена. В 2005 году сельские выпускники показали результаты единых государственных экзаменов не хуже, а по ряду предметов лучше, чем их городские сверстники. В образовательных учреждениях области достигнут высокий уровень развития информационных технологий: в среднем на 25 человек приходится один компьютер, в сельской местности - 18. В 2005 году к сети Интернет подключено 424 образовательных учреждения. Согласно исследованию Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации (2004 - 2005 гг.), Самарская область в рейтинге готовности регионов к информационному обществу занимает 6-е место среди 88 регионов России.

Для сохранения здоровья и воспитания личности на основе общечеловеческих ценностей осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий и развитие дополнительного образования. В регионе функционирует 210 учреждений дополнительного образования с охватом около 80% от общего числа учащихся в области, что превышает средний показатель по России (43 - 45%).

Самарская область располагает значительным потенциалом одаренных детей и талантливой молодежи: растет число победителей всероссийского и международного уровня (270 чел. в 2004 г.; 367 чел. в 2005 г.). По результатам олимпиады школьников 2005/2006 учебного года регион входит в тройку лидеров Приволжского федерального округа. В области действует система стимулирования успехов молодых ученых, студентов, школьников.

Важнейшим показателем результатов функционирования системы образования является уровень профессионального образования населения. По уровню образованности (послевузовского, высшего и среднего профессионального образования) Самарская область превышает средние показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу и, соответственно, занимает 7-е и 1-е место. 62% занятого населения области имеет высшее (включая послевузовское) и среднее профессиональное образование (в целом по Российской Федерации - 59%, по Приволжскому федеральному округу - 56%). В городской местности данный показатель составляет 64%, в сельской местности 50%. Профессиональной подготовкой специалистов и квалифицированных кадров занимаются 45 учреждений начального, 61 среднего и 30 высшего профессионального образования, в которых обучается, соответственно, 33,3 тыс. человек, 63 тыс. человек и 170,5 тыс. человек. Показатель по численности учащихся начального профессионального образования на 10 тыс. человек населения области составляет 108 чел., что ниже среднероссийского уровня (114 чел.) и соответствует 11 месту в Приволжском федеральном округе. Несоответствие масштабов системы начального профессионального образования потребностям экономики области подтверждается низким соотношением числа оканчивающих учреждения начального профессионального образования и прогнозной потребности рынка труда по направлениям (машиностроение и металлообработка, нефтехимия, электроника и радиотехника, строительство и др.).

В системе среднего профессионального образования численность студентов на 10 тыс. человек населения области (197 чел.) превышает среднероссийский уровень (174 чел.), по этому показателю регион занимает 30 место в Российской Федерации и 9 место в Приволжском федеральном округе. Доля лиц, обучающихся по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение, составляющая на дневном отделении 35%, вечернем - 41%, заочном - 45%, свидетельствует о достаточно высоком спросе на услуги системы среднего профессионального образования со стороны населения и работодателей и соответствует среднему значению по России (35%).

В целях создания единого профессионального пространства осуществляется пересмотр структуры и содержания управления профессиональным образованием. Создаются двухуровневые образовательные учреждения среднего профессионального образования на базе профессиональных лицеев, имеющих опыт реализации интегрированных программ профессионального образования.

Число студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения области (533 в 2004/2005 учебном году) существенно превышает общероссийский уровень (480 студентов) и соответствует 7 месту среди регионов России и 2 в Приволжском федеральном округе. По численности студентов вузов регион уступает только Москве, Санкт-Петербургу, Томской и Новосибирской областям, Хабаровскому краю и Республике Татарстан. По общему числу выпуска специалистов за 2003 год область занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе, уступая Башкортостану, Татарстану и Нижегородской области.

Конкурентоспособность высших учебных заведений Самарской области подтверждается динамикой роста численности студентов из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2005/2006 учебном году численность иногородних студентов, обучающихся в вузах области, составила 10213 чел., численность иностранных студентов - 623 чел. (в 1998 г., соответственно, 5518 и 383 чел.). Объем платных услуг образования за 2005 год составил в расчете на душу населения Самарской области 1 525 руб.

Область является одним из трех субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуется проект Международного банка реконструкции и развития "Реформа системы образования" по внедрению новой системы финансирования образования по подушевому принципу, реструктурированию сети школ, включая создание 118 современных образовательных центров, модернизацию системы начального профессионального образования, переподготовку управленческих и педагогических кадров, создание региональной информационной системы в образовании.

Таким образом, в Самарской области сформирована развитая система образования, представляющая широкий по видам, формам и содержанию спектр образовательных услуг, являющаяся потенциалом экономического роста и повышения благосостояния населения.