Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

1.4.3.3. Межрегиональная кооперация и конкуренция

В условиях необходимости решения амбициозных задач обеспечения высоких темпов экономического роста вопросы взаимовыгодного сотрудничества и межрегиональной интеграции, усиления и развития на этой основе точек роста и полюсов конкурентоспособности в Самарской области становятся наиболее актуальными.

Экономические связи между регионами охватывают все сферы хозяйственной деятельности: взаимный товарообмен; научно-техническое сотрудничество; взаимодействие в сфере финансов и кредита; инвестиционную и инновационную деятельность; производственные связи кооперации; перераспределение и использование трудовых ресурсов; использование и освоение природных ресурсов; сотрудничество в области энергетики, транспорта, связи, туристическо-спортивно-рекреационного обслуживания населения и т.д.

С учетом перспектив развития и сложившихся связей Самарской области с соседними регионами предусматриваются следующие направления взаимодеятельности:

обеспечение стабильных рынков сбыта для продукции и услуг, производимых самарскими организациями, содействие в решении вопросов полной загрузки производственных мощностей, создании новых рабочих мест и росте занятости; увеличение внутрироссийских поставок сельскохозяйственной продукции для преодоления импортной зависимости по отдельным продуктам (масло, мясо) за счет развития интегрированных с регионами России производств продукции сельского хозяйства; расширение участия самарских строителей в программах межрегионального сотрудничества. Также перспективным стратегическим направлением является эффективное использование научно-технических и инновационных возможностей Самарской области, в том числе за счет расширения сотрудничества и получения заказов на научные проекты и разработки из соседних регионов.

Большое значение в перспективе должно приобрести решение таких задач, как расширение подготовки кадров высшей квалификации для регионов России и стран СНГ в высших и средних специальных заведениях Самарской области; развитие туристических связей Самарской области с регионами России, обеспечение эффективного использования гостиничного фонда, его диверсификация в сторону создания гостиниц среднего уровня для массового туризма; обеспечение рационального размещения, обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов производства и потребления в Самарской области, учитывая возрастающий объем промышленных и бытовых отходов, образующихся в области.

Важнейшими задачами органов управления и организаций Самарской области является сохранение и усиление за счет проектов, реализуемых в соседних регионах - Татарстане, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской областях, - ведущих кластеров и секторов экономики региона. В первую очередь это касается автомобилестроительного кластера, позиции которого могут быть усилены через реализацию на территории соседних регионов проектов серийного производства высокоэффективных радиальных легковых шин "Кама-евро" по лицензии фирмы "Пирелли" (ОАО "Нижнекамскшина"), организации производства многопозиционных резиноармированных флокированных уплотнителей методом непрерывной вулканизации (ОАО "Балаковорезинотехника").

Рост количества производителей автокомпонентов в других регионах способствует развитию конкурентного рынка, отбору высокотехнологичных компаний. Для базовых производителей конечной продукции - автомобилей - это обеспечивает возможность выбора наиболее надежных поставщиков и партнеров. Производство автокомпонентов является сегодня одним из активно развивающихся бизнесов. Во многих регионах создаются производства по выпуску узлов, отдельных комплектующих. В данном процессе задействованы организации разных отраслей - машиностроение, химия, нефтехимия, легкая промышленность, разного масштаба - крупные компании, малые предприятия.

Создание в регионах Российской Федерации сборочных производств крупнейших автомобильных корпораций мира создает большие возможности для развития конкурентоспособных технологий производства автокомплектующих на территории Самарской области.

Весьма тесно взаимосвязанным является развитие мощных нефтехимических кластеров Самарской области и Республики Татарстан. Сфера их общих интересов, помимо рынков сбыта продуктов, это поставки сырья (природного газа, попутного нефтяного газа), разработка новых технологий научными и инновационными организациями обоих субъектов Российской Федерации.

Производственный и научно-технологический потенциал авиационно-космического кластера Самарской области может быть использован для развития авиационного машиностроения, высокотехнологичных производств в других секторах экономики различных регионов Поволжья и Урала.

Позитивное влияние на развитие стратегически значимого для Самарской области транспортно-логистического кластера окажут практически все реализуемые на территории соседних регионов проекты развития транспортной инфраструктуры (электрификация участка железной дороги Оренбург - Кинель, строительство, реконструкция и модернизация автомобильных дорог).

Среди продекларированных соседними регионами проектов конкуренцию Самарской области могут составить проект реконструкции международного аэропорта "Оренбург" и проект строительства многопрофильного спортивного комплекса для проведения соревнований европейского и российского уровня с детскими секциями "Автодром" в Ульяновской области.

Проект реконструкции международного аэропорта "Курумоч" как проект создания южных воздушных ворот России со стороны среднеазиатских стран СНГ и стран Ближнего Востока имеет весомые конкурентные преимущества по отношению к проекту Оренбургской области как с позиции национальной безопасности, так и с точки зрения более высокой базовой готовности проекта к реализации.

Международный аэропорт "Курумоч" является самой крупной авиатранспортной организацией в Приволжском федеральном округе и обслуживает не только Самарскую область, но и сопредельные регионы. По своим характеристикам аэропорт может принимать все типы воздушных судов, а по объему перевозок уверенно занимает место в первой десятке среди аэропортов страны. В 2005 году было перевезено более одного млн. пассажиров. Имеет выгодное географическое положение, находясь на пересечении воздушных трасс, соединяющих Европу, Азию и Дальний Восток, а также в узле пересечения международных транспортных коридоров "Транссиб" и "Север-Юг", отличается высокой степенью безопасности и устойчивым ростом пассажирских перевозок.

Строительство автодрома на территории Самарской области более перспективно, что обусловлено выгодным территориальным размещением, наличием мощного транспортного узла, близостью крупнейшего мегаполиса, третьего по численности населения в Российской Федерации. Кроме того, на территории Самарской области сформирован автомобильный кластер, что является привлекательным для зарубежных инвесторов и бизнес-структур.