Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

2.2.2.1. Автомобильный кластер

Ведущее место в реализации стратегии формирования инновационного профиля экономики Самарской области занимает автомобильный кластер.

Для Самарской области характерна наиболее высокая концентрация организаций автомобильной промышленности и наиболее высокая доля автомобильной промышленности в структуре ВРП среди всех субъектов Приволжского федерального округа.

Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей. В данном кластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки, 20% экспорта Самарской области (рис. 19 - не приводится).

Рис. 19. Место автомобильного кластера в экономике Самарской области, %

Рисунок не приводится.

В состав автомобильного кластера входят организации по следующим направлениям деятельности:

сборочное производство легковых автомобилей;

производство автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных заводов;

организации автосервиса и торговли, оказывающие сервисные услуги владельцам автомобилей;

исследовательские, конструкторские, технологические, консалтинговые организации;

организации, осуществляющие подготовку кадров для организаций кластера;

финансовые организации, обеспечивающие текущее обслуживание, кредитование, страхование, деятельность на фондовом рынке.

"Корневой" организацией автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ОАО "АвтоВАЗ" (рис. 20). Его доля в российском производстве легковых автомобилей составляет 75%, ниша на внутреннем российском рынке - 40%, ценовой сегмент - средний. Поставщиками деталей и комплектующих для ОАО "АвтоВАЗ" являются порядка 700 компаний с общей численностью занятых около 2 млн. чел. ОАО "АвтоВАЗ" входит в десятку ведущих российских компаний, имеющих наибольшие объем выручки и численность персонала, включен в список крупнейших компаний мира, составленный влиятельным американским экономическим журналом "Форбс", в числе 14 российских компаний.

В кластер входит значительное число фирм, производящих автомобили и автокомпоненты, оказывающих услуги. Крупнейшими (с выручкой свыше 1 млрд. руб.) являются ОАО "ДжиЭм-АвтоВАЗ", ОАО "АвтоВАЗагрегат", ЗАО "ВАЗинтерСервис", ОАО "Автоцентр-Тольятти-ВАЗ", ОАО "Самара-Лада", ЗАО "Мотор-Супер" и т.д.

Заметную роль в автомобильном кластере играют холдинговые компании и совместные предприятия, созданные с участием иностранного капитала.

В сотрудничестве с ОАО "АвтоВАЗ" работает более 320 организаций Самарской области. Действующие на территории области производители автомобилей и автокомпонентов координируют с ним свою производственную и сбытовую политику, находясь одновременно в позиции партнеров и конкурентов на рынке и участвуя в цепочках создания добавленной стоимости (рис. 20). В сфере услуг значительное место занимают организации по продаже и сервисному обслуживанию легковых автомобилей, развита сеть специализированных мелкооптовых организаций и магазинов.

Исследования и разработки в сфере новых технологий, материалов, комплектующих осуществляет, главным образом, научно-технический центр ОАО "АвтоВАЗ" - крупнейшая в России научно-исследовательская, конструкторская и технологическая организация. Работы проводятся также специализированными бюро организаций-производителей автокомплектующих, подразделениями вузов и научных организаций области.

Подготовку и переподготовку кадров для организаций автомобильного кластера осуществляют высшие учебные заведения, колледжи области, профессионально-технические училища, учебный центр ОАО "АвтоВАЗ".

Таким образом, автомобильный кластер, сложившийся на территории Самарско-Тольяттинской агломерации, имеет довольно зрелую форму, характеризуется ярко выраженными чертами, свойственными классической кластерной системе - с крупным "корневой" организацией, окруженной широкой разветвленной сетью поставщиков и партнеров.

В развитии автомобильного кластера проявляются устойчивые тенденции, отражающие стратегический потенциал роста его конкурентоспособности:

в сфере производства автомобилей: освоение принципиально новых моделей автомобилей взамен технологически устаревших, появление новых крупных организаций, использующих современные производственные и управленческие технологии, увеличение доли машинокомплектов в структуре производства ОАО "АвтоВАЗ", рост их экспорта;

в сфере производства автокомпонентов: увеличение количества организаций области - поставщиков АвтоВАЗа, количества организаций - производителей автокомпонентов, локализация производства автокомпонентов в России, снижение ОАО "АвтоВАЗ" закупок по импорту, усиление специализации производства автокомпонентов;

в сфере менеджмента, логистики, инноваций: рост затрат на исследования и разработки, интенсивное освоение новых технологий управления финансами, качеством, логистикой, развитие инфраструктуры менеджмента качества, создание консалтинговых и сертифицирующих органов, внедрение новых методов проектирования, развитие механизмов сотрудничества организаций и их руководства в рыночных условиях.

Рис. 20. Структура автомобильного кластера Самарской области

Спецификой перспективного развития автомобильного кластера Самарской области является постепенное усиление ориентации не только и не столько на региональных автопроизводителей, сколько на транснациональные автомобильные корпорации и сборочные организации в России и за рубежом. Таким образом, предполагается трансформация кластера из классического "ядерного" в "двухполюсный" - с центростремительным полюсом производства автомобилей и центробежным полюсом (субкластером) производства автокомпонентов (рис. 21 - не приводится).