По величине оборота розничной торговли на душу населения, составившего в 2005 году 70,7 тыс. рублей, Самарская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе и третье место в Российской Федерации, значительно превышая среднестатистические показатели.
На 01.01.2006 в нашей области зарегистрировано 43 837 предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания. Практически каждый пятый из числа занятых в экономике Самарской области работает в сфере потребительского рынка.
Динамика развития потребительского рынка Самарской области свидетельствует о движении региона к более современной модели развития рынка товаров и услуг.
Рынок товаров и услуг претерпевает структурные изменения. В структуре потребительских расходов (рис. 17 - не приводится) увеличивается доля расходов на оплату услуг при снижении доли расходов на оплату товаров.
В последнее время наряду с увеличением оборота розничной торговли происходит значительный рост объемов общественного питания и предоставления платных услуг, чему способствует складывающаяся благоприятная экономическая конъюнктура.
Рис. 17. Структура потребительских расходов населения
Рисунок не приводится.
По показателю объема платных услуг на душу населения Самарская область занимает 15-е место, по обороту розничной торговли на душу населения - 3-е место в Российской Федерации.
Вклад коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг в величину валового регионального продукта Самарской области достаточно высок (по статистическим данным, в 2003 году он составил 16,2%, рост к предыдущему году - 113,5%).
Торговля и общественное питание имеют высокие показатели оборачиваемости капитала и короткий период окупаемости вложений. Такое преимущество, а также рост платежеспособного спроса населения являются основными факторами инвестиционной привлекательности этих отраслей.
Современный региональный потребительский рынок характеризуется бурным развитием сетевых структур во всех его сегментах: оптовой и розничной торговле, общественном питании, сфере услуг. На территории Самарской области разместились предприятия глобальных, национальных и локальных (местных) сетей.
Сложившаяся благоприятная экономическая ситуация в области позволяет с наименьшей степенью риска инвестировать средства в торговую отрасль. Наряду с этим наблюдается определенный дефицит недвижимости под размещение торговых предприятий крупного формата. Критически важным условием инвестирования является обеспечение стабильной ситуации с правами собственности (на землю, на недвижимое имущество).
Приток инвестиций и рост занятости во внутренней торговле и общественном питании, приход крупных торговых компаний в наш регион и строительство торговых центров обеспечивают развитие инфраструктуры "средовой зоны" (строительство дорог, коммуникаций, развитие сопутствующих услуг), дают стимул бурному росту предпринимательства, жилищного и другого строительства. При этом увеличиваются товарооборот и налоговые поступления в бюджет, открываются новые рабочие места, совершенствуются формы обслуживания, расширяется ассортимент товаров, обеспечивается повышение качества, скорости и культуры обслуживания.
Высокая конкуренция на потребительском рынке в агломерации Самара-Тольятти вынуждает региональных ритейлоров осваивать сельские районы, средние и малые города области.
Фактически крупные торговые компании способствуют пространственному развитию экономики области.
В результате формирования цивилизованной инфраструктуры потребительского рынка Самарской области доля торговли на рынках в обороте розничной торговли на протяжении последних лет постепенно снижается, опережая среднероссийский показатель. В 2005 году оборот розничной торговли в нашей области по каналам реализации составил: торгующие организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети - 85,7%, доля рынков - 14,3%. В Российской Федерации в 2005 году доля торговли на рынках составляла 21,0%.
Сокращение продаж на рынках является положительной тенденцией, так как процесс оптовой и розничной торговли на них во многом не соответствует нормативным требованиям (правилам продажи отдельных видов товаров, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, антитеррористическим и другим нормам, законодательству о защите прав потребителей и об авторском праве).
Проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг является общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка на территории региона. Особенно остро она стоит в сельских районах, где рыночная торговля играет большую роль, а стационарная торговля зачастую представлена организациями потребительской кооперации, требующими модернизации.
Развитие торговли сопровождается рядом серьезных негативных проявлений. В торговле сосредоточен значительный объем теневого оборота. Важнейшими факторами, способствующими функционированию теневой экономики, являются наличие контрафактной и фальсифицированной продукции, несовершенство налогового законодательства, законодательства о защите интеллектуальной собственности, недостаточное взаимодействие контрольно-надзорных органов.
Увеличение легального сектора экономики, в том числе и в торговле - необходимое условие повышения темпов роста величины валового регионального продукта.
На сегодняшний день процессы структурной перестройки оптового звена системы товародвижения отстают от запросов розничной торговли. Наиболее слабым звеном является устаревшая складская инфраструктура, не способная обслуживать возросшие объемы товарной массы, рационализировать движение товарных потоков и ускорить оборачиваемость запасов. Необходимо развивать строительство региональных и межрегиональных логистических центров.
Самарская область отличается достаточно выгодным географическим положением в системе транспортных коридоров государства. Развитая транспортная инфраструктура, мощный потенциал промышленных предприятий позволяют укреплять деловые контакты между регионами в целях наиболее полного удовлетворения потребностей области в материально-технических ресурсах и товарах народного потребления, а также реализации производимой продукции.
Центрами формирования основных товаропотоков, наполняющих рынок Самарской области, являются Москва и Московская область, Челябинская, Вологодская, Липецкая и Свердловская области, а также регионы Приволжского федерального округа - Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Нижегородская и Ульяновская области.
На структуру вывоза оказывает влияние производственная специализация Самарского региона. Среди вывозимой продукции широкий спектр товаров машиностроительного комплекса (наибольший объем составляют легковые автомобили), продукция предприятий химической и нефтехимической промышленности (автомобильный бензин, дизельное топливо, топочный мазут, синтетические каучуки, минеральные удобрения), кабельная продукция, строительные материалы (цемент, линолеум), ликероводочные, кондитерские, макаронные изделия, пиво, безалкогольная, маргариновая продукция, парфюмерно-косметические товары.
В результате значительного объема ввоза и вывоза товаров на потребительском рынке Самарской области формируется конкурентная среда, обеспечивающая потребителей разнообразной продукцией и стимулирующая рост экономики области.