Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

Таблица N 20

Общая схема инфраструктуры инновационно-внедренческого кластера


Взаимодействие органов государственной власти Самарской области с участниками кластера предполагается осуществлять через систему управления кластером, в функции которой входит определение перспективных проектов для разработки, организация конкурсов на получение бюджетного и внебюджетного финансирования. Поэтому значительные усилия органов государственной власти Самарской области будут направлены на реализацию мер по увеличению финансирования как из бюджетных, так из внебюджетных средств (рис. 41).          

Рис. 41. Направления работы органов государственной власти Самарской области по привлечению финансовых средств

Одним из центральных элементов инновационно-внедренческого кластера Самарской области должен стать Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области (рис. 42).                

Рис. 42. Схема функционирования Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области

Целью создания фонда является укрепление инновационного потенциала Самарской области, совершенствование системы поддержки малого инновационного бизнеса, внедрение передовых производственных технологий в организациях Самарской области. Инновационно-инвестиционный фонд станет центральным звеном системы взаимодействия органов государственной власти Самарской области и участников кластера при финансировании инновационных проектов.

С целью расширения доступа малых инновационных предприятий, обладающих значительным потенциалом роста на рынке, к источникам собственного (акционерного) капитала Самарская область будет активно участвовать в программе создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов (рис. 43 - не приводится).

Рис. 43. Государственная поддержка инновационного предпринимательства на основе венчурного финансирования

Рисунок не приводится.

Управление фондом будет осуществляться отобранными на конкурсной основе профессиональными управляющими компаниями в течение 5 - 7 лет. По окончании срока действия фонда государственные средства направляются на формирование следующего частно-государственного венчурного фонда или возвращаются в доход бюджета Самарской области.

Органы государственной власти области могут эффективно использовать созданную инновационную систему, нацелив ее на развитие промышленного и научного потенциалов городов и специальных научных зон, сложившихся научно-технических центров, ориентированных на современные технологии. В перспективе это может превратить область в единый инновационно-производственный комплекс с уровнем развития, близким к мировому.

Для этого необходимо предпринять следующие действия:

провести реорганизацию региональной системы управления с перераспределением полномочий министерств и созданием соответствующих структур инновационного-внедренческого кластера;

сформировать координирующий центр, представляющий собой диверсифицированную по горизонтали структуру, объединяющую комплекс научных подразделений, творческих коллективов, вузов, научно-исследовательских институтов (далее - НИИ), конструкторских бюро (далее - КБ) и коммерческих научных групп, осуществляющих отраслевые научные разработки и исследования;

периодически выявлять наиболее актуальные проблемы повышения эффективности производства и качества продукции (услуг) территориально-отраслевых кластеров Самарской области и проводить на их основе корректировку требований к новым критическим технологиям Самарской области;

сформировать инфраструктуру региональной инновационной системы с финансированием инновационной деятельности на основе консолидации бюджетных и внебюджетных источников, обеспечивающую стимулирование и поддержку венчурного финансирования, ликвидность венчурных инвестиций;

сформировать единую систему законодательных и иных нормативных актов, стимулирующих инновационную деятельность;

создать систему учета и информационного доступа к результатам интеллектуальной деятельности, полученным организациями области.

Цель 2. Восстановление, эффективное использование и развитие имеющегося инновационного потенциала.

Создание новой наукоемкой экономики невозможно без восстановления и эффективного использования имеющегося инновационного потенциала, соответствующего уровню индустриальной экономики.

На процессы, связанные с использованием и развитием инновационного потенциала, оказывают влияние ряд факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом: динамика расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), интенсивность НИОКР, а также степень инновационной активности промышленных организаций.

Для оценки степени влияния факторов на параметры развития инновационной сферы проведен корреляционно-регрессионный анализ. Результаты анализа позволили выявить основные факторы, оказывающие существенное влияние на параметры инновационного развития. К ним относятся численность работников, выполняющих научные исследования, интенсивность НИОКР, затраты на науку и исследования за счет бюджета и собственных средств организаций.

В качестве целевых параметров развития инновационного кластера определены интегральные характеристики инновационной деятельности: инновационная активность организаций и доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.

Полученная эконометрическая модель позволяет определить направление воздействия на целевые параметры инновационного развития в зависимости от динамики основных факторов.