Подкластер двигателестроения формируется вокруг организаций-лидеров ОАО "Моторостроитель" и ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова".
ОАО "Моторостроитель" - одна из ведущих авиационно-космических организаций, специализированных на производстве широкой гаммы авиационных двигателей, а также двигательных установок для ракетоносителей; она осуществляет промышленное производство энергетических и газоперекачивающих установок и запасных частей к ним.
В ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" завершается создание авиадвигателя НК-93, аналогов которому в настоящее время нет в России и за рубежом. Стратегическим проектом является разработка и организация серийного производства модельного ряда энергетических установок на базе газотурбинных двигателей марки НК, работающих на сжиженном природном газе и жидком водороде; в 2006 году будут изготовлены первые опытные образцы первого в мире магистрального газотурбовоза.
ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" осуществляет конструкторскую доводку и сопровождение газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Основной деятельностью ОАО "Металлист-Самара" являются авиационное производство, ракетно-космическое производство, производство наземных газотурбинных установок, топливозаправочной техники, производство сельскохозяйственных машин.
ОАО "Авиаагрегат" специализируется на производстве авиационных шасси для самолетов и авиационных блоков пуска залпового огня. Продукция организации конкурентоспособна, соответствует лучшим мировым образцам.
На ОАО "Гидроавтоматика" освоено производство систем управления для самолетов Ту-214, Ту-204. Эти системы не имеют аналогов в странах СНГ.
Организации подкластера сумели максимально использовать свой технологический и производственный потенциал для закрепления на рынке высокотехнологичной машинотехнической продукции как в авиационной отрасли, так и в автомобилестроении, железнодорожном транспорте, сельхозмашиностроении, топливно-энергетическом комплексе.
Основные тенденции развития кластера формируются в значительной степени внешними факторами, большинство из которых имеет непозитивный характер: существенное снижение объемов производства самолетов гражданской авиации в России; уменьшение заказов в ракетно-космической отрасли; диверсификация производства, освоение производства продукции гражданского назначения.
Ключевые проблемы технологического характера - несоответствие технологического уровня производства и управления требованиям ведущих мировых производителей; отсутствие доступа к инвестиционным ресурсам; старение основных фондов.
Перспективное развитие авиационно-космического кластера Самарской области осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Приоритетное значение имеет использование потенциала отрасли для перехода на инновационный путь развития, выпуска новой продукции и привлечения для этих целей частных инвесторов.
Конкурентные преимущества кластера основаны на его мощной научно-технологической и конструкторской базе.
Научная деятельность авиационно-космического кластера Самарской области ведется в ЦСКБ-Прогресс, СНТК им. Н.Д. Кузнецова, Самарском государственном аэрокосмическом университете, других организациях. Технологии, созданные и апробированные в организациях, в конструкторских бюро, университетах, имеют значительные перспективы для применения в различных сферах экономики: медицине, приборо- и станкостроении, метеорологии, картографии, поиске месторождений полезных ископаемых. В данном секторе создан ряд принципиально новых технологий, не имеющих аналогов.
Исследования ведутся по следующим перспективным направлениям:
решение научно-технических проблем проектирования и изготовления изделий ракетно-космической техники, создание новых технологий и материалов;
аэродинамика;
магнитно-импульсные технологии обработки металлов;
системы обработки изображений;
нанотехнологии.
В кластере на базе крупнейшего инновационного вуза Самарского государственного аэрокосмического университета создана мощная инновационная инфраструктура - технопарк, центр трансфера технологий, медиацентр, бизнес-инкубатор.
Созданная инфраструктура в перспективе должна стать одним из опорных элементов национальной инновационной системы и служить основой при формировании региональных зон инновационного развития.
Использование таких конкурентных преимуществ позволит эффективно реализовывать в Самарской области и России крупные прорывные отраслевые технологии.
Немаловажно также активное взаимодействие со структурами, принимающими решения о государственной поддержке отрасли.
В данном направлении приоритетными являются следующие подходы:
включение организаций кластера в создаваемые на федеральном уровне интегрированные структуры (в частности, предполагающееся объединение научно-исследовательской, конструкторской и производственной частей некогда единых производственных комплексов);
увеличение притока средств из федерального бюджета;
участие организаций в различных федеральных целевых программах;