Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

Структура транспортно-логистического кластера


Развитие транспортно-логистического кластера будет осуществляться на основе заключения партнерских соглашений между различными отраслями транспорта в рамках кластера для предоставления комплексных услуг потребителям, разработки схемы взаимодействия между ними; создания единой логистической базы данных для оптимального выбора маршрутов для перевозки грузов клиентов и анализа всех предоставляемых транспортных услуг; анализа грузопотоков, создания и развития единой транспортной инфраструктуры.

Основными задачами развития транспортно-логистического кластера Самарской области на период до 2020 года являются:

включение региона в систему евроазиатских транспортных связей (развитие транзитных перевозок, международных транспортных коридоров);

обеспечение крупных промышленных организаций региона требуемыми качественными транспортными услугами в нужном объеме;

обеспечение малого и среднего бизнеса, федеральных торговых сетей качественным транспортно-логистическим сервисом.

Формирование транспортно-логистического кластера предполагает применение прогрессивных транспортных технологий. Как показывает развитие мировой транспортной системы, главным направлением, обеспечивающим гарантированное по времени транспортное обслуживание, надежность сервиса, минимизацию транспортных издержек, является контейнеризация. Главным преимуществом перевозки грузов в контейнере является возможность его доставки от двери поставщика до двери потребителя, что гарантирует высокую сохранность груза.

Учитывая, что в Самарской области существенное развитие получили все виды транспорта, кроме морского, ведущая роль в деятельности кластера будет отведена таким организациям, как филиал ОАО "РЖД" - Куйбышевская железная дорога - на железнодорожном транспорте, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", авиакомпании, осуществляющие полеты через аэропорт Курумоч и в первую очередь ОАО "Авиакомпания "Самара" - на воздушном транспорте, ОАО "Самарский речной порт", ОАО "Порт Тольятти", судоходные компании во главе с ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" - на водном транспорте, крупные и средние автомобильные транспортные организации по перевозке грузов и пассажиров как специализированные, так и смешанные, организации городского транспорта.

Включение Самарской области в систему международных транспортных коридоров позволит реализовать ее транзитный потенциал. Шагом на пути интеграции области в международные транспортные коридоры "Север - Юг" и "Транссиб" может стать Самарский транспортный консолидирующий центр по обработке грузов и контейнеров.

Целью создания транспортного консолидирующего центра является организация эффективного транспортно-логистического обслуживания грузовых и пассажирских перевозок на основе взаимодействия различных видов транспорта, внедрение современных транспортно-логистических и информационных технологий в перевозочный процесс, привлечение международных транзитных потоков, развитие внешнеторговых и межрегиональных связей, повышение конкурентоспособности российских транспортно-логистических предприятий на рынке транспортно-логистических услуг и других.

В организационно-функциональную структуру логистической системы кластера входят:

мультимодальные центры складского хранения и грузопереработки;

мультимодальные терминалы с подъездными авто- и железнодорожными путями;

центр грузового транспорта;

центр технического обслуживания подвижного состава транспорта;

пункт обмена и ремонта всех видов контейнеров;

службы производственно-технологического и технического обслуживания;

информационно-логистический центр;

центры таможенного оформления и контроля;

учебный центр подготовки и переподготовки персонала;

консалтингово-аналитический центр;

службы маркетинга и рекламы;

транспортно-экспедиционные и логистические компании;

центры оптово-розничной торговли;

страховые компании;

охранные агентства.

К факторам, способствующим развитию в регионе качественного логистического сервиса, основанного на современных принципах, относятся приход General Motors (GM) с современными логистическими требованиями и развитие федеральных торговых сетей, которые требуют качественного логистического сервиса. Дальнейшее развитие транспортно-логистических технологий даст возможность "распробовать" логистичекий аутсорсинг крупным промышленным организациям, и в дальнейшем приведет к тому, что промышленники станут его главными потребителями.

Самарский транспортный консолидирующий центр позволит сконцентрировать вокруг себя все организации, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, промышленные организации-грузоотправители, логистические и транспортно-логистические компании, а также организации, оказывающие сопутствующие услуги: обслуживание и ремонт транспортных средств, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, обеспечение питанием и бытовыми услугами и пр. Таким образом, транспортный консолидирующий центр становится ядром транспортно-логистического кластера.

Самарский транспортный консолидирующий центр структурно предполагает создание пяти локальных мультимодальных терминалов и логистического информационно-аналитического центра. В качестве одного из таких объектов рассматривается мультимодальный контейнерный терминал по обработке грузов и контейнеров на базе Тольяттинского речного порта. Данный терминал консолидирует контейнерный грузопоток четырех видов транспорта: железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного.