Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

2.2.1.1. Демографическое развитие Самарской области

На основе анализа тенденций демографических процессов в области, обусловленных, в первую очередь, сложившейся возрастной структурой населения, рассчитана предположительная численность населения области до 2020 года по двум вариантам. Численность населения области сократится по обоим вариантам, однако масштабы сокращения будут различными и во многом определятся миграционными процессами. Первый вариант предусматривает незначительный рост рождаемости до 2010 года, стабилизацию смертности и небольшое сокращение миграционного прироста начиная с 2011 года. Согласно первому варианту прогноза численность населения составит 2987 тыс. человек и сократится по сравнению с 2005 годом на 208 тыс. человек или на 6,5%.

Второй вариант, выбранный в качестве целевого, исходит из:

существенного увеличения рождаемости (до 11,5 промилле против 9,7 промилле в 2005 году) за счет более полной реализации потребности в детях, т.е. сокращения разницы между желаемым и ожидаемым числом детей, которая, по данным социологического опроса, проведенного в 2005 году в Самарской области, составляет 0,4;

значительного сокращения смертности (до 13,9 промилле против 16,2 промилле в 2005 году), в результате чего сократится разрыв между числом умерших и численностью родившихся до 1,2 раза против 1,7 раза в 2005 году;

сокращения естественной убыли в 2,7 раза (до 2,3 промилле);

увеличения миграционного прироста, который начиная с 2013 года будет полностью компенсировать естественную убыль населения.

По второму варианту численность населения стабилизируется в 2012 году, а с 2015 года прогнозируется незначительное ее увеличение, хотя в целом за период (2020 г. по сравнению с 2005 г.) по данному варианту численность населения сократится на 27,7 тыс. человек или на 0,9% и составит 3168 тыс. человек. При этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста при увеличении доли детей и лиц пожилого возраста. Доля сельского населения на протяжении всего прогнозируемого периода сохранится на уровне 18 - 20% от общей численности населения.

Прогноз основных показателей естественного воспроизводства и миграционных процессов в городском округе Самара демонстрирует, что по первому варианту, предполагающему инерционное развитие демографических процессов и сохранение миграционной убыли (что было характерно для городского округа на протяжении периода с 1997 по 2004 год), Самара может лишиться статуса города-миллионера (численность населения на 01.01.2021 составит порядка 995 тыс. человек). Это является крайне нежелательным и будет сдерживающим фактором социально-экономического развития как городского округа, так и области в целом. По второму варианту прогноза ситуация будет развиваться более позитивно и аналогичной угрозы в прогнозируемом периоде не возникнет.

Достижение целевого варианта возможно только при проведении активной демографической политики федеральных и региональных органов исполнительной власти, которая должна носить комплексный характер и охватывать всю совокупность проблем в данной сфере, а также при условии повышения уровня и качества жизни населения, снижения уровня бедности, улучшения состояния среды обитания человека.

В целях стимулирования рождаемости предусматривается:

социально-экономическая адресная поддержка семей в зависимости от числа детей и очередности их рождения с целью ориентации семей на рождение второго и третьего ребенка;

укрепление института семьи и возрождение духовно-нравственных ценностей, повышение престижности материнства и отцовства;

эффективная охрана репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, в т.ч. за счет укрепления материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, внедрения новых перинатальных и репродуктивных технологий, развития специализированной высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям;

введение и совершенствование механизма предоставления родовых сертификатов;

содействие молодым семьям в приобретении жилья.

Учитывая, что резервы роста рождаемости ограничены возрастной структурой населения (благоприятный период продолжится до 2009 - 2010 годов, когда в репродуктивный возраст будет вступать поколение рожденных в 80-х годах), приоритетным направлением будет сокращение смертности населения. В качестве основных направлений сокращения смертности выделяются: снижение предотвратимых потерь здоровья; существенное снижение масштабов сверхсмертности (особенно мужской) в трудоспособном возрасте (на 30-40%), что обеспечит наиболее эффективный путь роста продолжительности жизни населения, его трудового и репродуктивного потенциала; укрепление здоровья населения. Этому будет способствовать:

реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;

повышение доступности и качества медицинской помощи;

развитие системы профилактики и предотвращения распространения социально опасных заболеваний, раннее выявление патологических отклонений;

осуществление контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции;

снижение воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов на здоровье и продолжительность жизни населения;

формирование стереотипа поведения населения, основанного на здоровом образе жизни, масштабное развитие массового спорта, пропаганда в средствах массовой информации бережного отношения к собственному здоровью, антиалкогольная реклама.

Продолжится работа по дальнейшему снижению материнской и младенческой смертности, в результате чего уровень младенческой смертности сократится до 6,5 умерших на 1000 родившихся.

В условиях сохранения до 2020 года естественной убыли населения миграция является одним из важнейших компонентов стабилизации численности населения области. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством основные полномочия в сфере миграции сосредоточены на федеральном уровне, миграционная политика во многом будет определяться Правительством Российской Федерации. Миграционная политика должна осуществляться по следующим направлениям:

привлечение мигрантов, обладающих определенными возрастными, квалификационными, образовательными характеристиками, и их интеграция в общество, в т.ч. активная поддержка соотечественников;

снятие барьеров для притока мигрантов за счет упрощения процедуры получения гражданства Российской Федерации;

легализация иностранной временной рабочей силы;

пресечение незаконной миграции;