Численность персонала, занятого исследованиями и разработками на 10000 человек населения (человек)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Российская Федерация | 61 | 61 | 60 | 59 | 58 |
Самарская область | 78 | 78 | 77 | 72 | 75 |
Наблюдаются позитивные изменения в технологической структуре инновационного потенциала.
В составе затрат на технологические инновации наметилась тенденция к росту затрат на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов (рис. 12 - не приводится).
Рис. 12. Структура затрат на технологические инновации в 2000 - 2004 гг. (% от общего объема затрат на технологические инновации)
Рисунок не приводится.
Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП составила в 2004 году 3% и стабильно превышает общероссийский показатель (1,3%) на протяжении ряда лет. Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции составляет 2,8%, что выше критического значения для национальной безопасности, экспертно установленного на уровне 2,5%.
Основным источником финансирования инновационной деятельности остаются собственные средства организаций. Доля иностранных инвестиций незначительна и в динамике убывает. Государственная поддержка инновационной деятельности существенно возросла за счет средств всех бюджетов - федерального, областного и местных. Однако бюджетные средства сосредоточены преимущественно в одной отрасли - машиностроении.
Особенностью научного сектора Самарской области является ориентация на потребности отраслей промышленной специализации. Так, 84% внутренних текущих затрат на исследования и разработки организаций Самарской области приходится на автомобильную промышленность и конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений.
В целом ряд показателей, таких как объем отгруженной инновационной продукции, стоимость затрат на технологические инновации, имеет более высокий уровень по сравнению с регионами Поволжского федерального округа. Уровень инновационной активности промышленных организаций Самарской области составляет 16 - 18% и стабильно превышает среднероссийский показатель в течение ряда лет в 1,5 - 2 раза (рис. 13 - не приводится).
Рис. 13. Удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в общем объеме обследованных предприятий (%)
Рисунок не приводится.
Большая часть инновационно-активных организаций области сосредоточена в машиностроении (в России в целом машиностроение по этому показателю находится на 5 месте), а две следующие по инновационной активности отрасли - это пищевая и электроэнергетика.
Совокупный объем экспортируемой инновационной продукции организациями Самарской области в 2004 году составил более 30% от общего объема экспорта промышленной продукции или 5,5 млрд. руб., в том числе продукции химии и нефтехимии - более 4 млрд. руб.
По количеству поданных заявок на патенты Самарская область на протяжении нескольких лет лидирует среди регионов Приволжского федерального округа. Учеными Самарской области подано более 16,5% всех заявок Приволжского федерального округа и 2,5% заявок Российской Федерации. Показатель, характеризующий количество поданных заявок на 10 тыс. чел. населения, за последние годы неуклонно растет и в 2004 году составил 3,2 заявки на 10 тыс. чел.
Инновационный профиль Самарской области (рис. 14 - не приводится) формируется как результат взаимодействия элементов инновационной системы, выражаемых динамикой различных параметров. В Самарской области наблюдается устойчивое развитие инновационного потенциала по большинству компонентов.
Научная, технологическая, ресурсная и результативная составляющая развития инновационного потенциала показывают стабильные тенденции к росту и усилению своих позиций, что обеспечивает основу для перспективного развития инновационной экономики Самарской области. Сегодня среди ресурсных характеристик развития инновационного потенциала проблемным выглядит финансовый блок, который все еще находится в предкризисной зоне. Недостаточный объем затрат на технологические инновации, науку, научные исследования и конструкторские разработки ослабляет базу стратегического развития инновационной экономики Самарской области.
Сложившаяся ситуация требует разработки системы мероприятий, направленных на повышение ресурсной и, в частности, финансовой составляющей инновационного потенциала области. Поэтому одна из приоритетных целей органов государственной власти - улучшение финансирования инновационной и научной деятельности - заключается в активном использовании инструментов государственного воздействия, привлечении частного капитала, формировании мощной ресурсной базы науки. Указанные элементы являются необходимой частью стимулирующего механизма в инновационно-внедренческом кластере.
Рис. 14. Инновационный профиль Самарской области (в динамике за 2000 - 2004 гг.)
Рисунок не приводится.
В Самарской области имеются все предпосылки для активизации инновационной деятельности, выражающиеся в значительном производственном потенциале промышленных организаций, активной работе научных организаций, вузов, конструктивной позиции органов государственной власти Самарской области в сфере формирования региональной инновационной политики.