Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года


Таблица N 3

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками на 10000 человек населения (человек)

2000

2001

2002

2003

2004

Российская Федерация

61

61

60

59

58

Самарская область   

78

78

77

72

75


Наблюдаются позитивные изменения в технологической структуре инновационного потенциала.

В составе затрат на технологические инновации наметилась тенденция к росту затрат на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов (рис. 12 - не приводится).

Рис. 12. Структура затрат на технологические инновации в 2000 - 2004 гг. (% от общего объема затрат на технологические инновации)

Рисунок не приводится.

Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП составила в 2004 году 3% и стабильно превышает общероссийский показатель (1,3%) на протяжении ряда лет. Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции составляет 2,8%, что выше критического значения для национальной безопасности, экспертно установленного на уровне 2,5%.

Основным источником финансирования инновационной деятельности остаются собственные средства организаций. Доля иностранных инвестиций незначительна и в динамике убывает. Государственная поддержка инновационной деятельности существенно возросла за счет средств всех бюджетов - федерального, областного и местных. Однако бюджетные средства сосредоточены преимущественно в одной отрасли - машиностроении.

Особенностью научного сектора Самарской области является ориентация на потребности отраслей промышленной специализации. Так, 84% внутренних текущих затрат на исследования и разработки организаций Самарской области приходится на автомобильную промышленность и конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений.

В целом ряд показателей, таких как объем отгруженной инновационной продукции, стоимость затрат на технологические инновации, имеет более высокий уровень по сравнению с регионами Поволжского федерального округа. Уровень инновационной активности промышленных организаций Самарской области составляет 16 - 18% и стабильно превышает среднероссийский показатель в течение ряда лет в 1,5 - 2 раза (рис. 13 - не приводится).

Рис. 13. Удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в общем объеме обследованных предприятий (%)

Рисунок не приводится.

Большая часть инновационно-активных организаций области сосредоточена в машиностроении (в России в целом машиностроение по этому показателю находится на 5 месте), а две следующие по инновационной активности отрасли - это пищевая и электроэнергетика.

Совокупный объем экспортируемой инновационной продукции организациями Самарской области в 2004 году составил более 30% от общего объема экспорта промышленной продукции или 5,5 млрд. руб., в том числе продукции химии и нефтехимии - более 4 млрд. руб.

По количеству поданных заявок на патенты Самарская область на протяжении нескольких лет лидирует среди регионов Приволжского федерального округа. Учеными Самарской области подано более 16,5% всех заявок Приволжского федерального округа и 2,5% заявок Российской Федерации. Показатель, характеризующий количество поданных заявок на 10 тыс. чел. населения, за последние годы неуклонно растет и в 2004 году составил 3,2 заявки на 10 тыс. чел.

Инновационный профиль Самарской области (рис. 14 - не приводится) формируется как результат взаимодействия элементов инновационной системы, выражаемых динамикой различных параметров. В Самарской области наблюдается устойчивое развитие инновационного потенциала по большинству компонентов.

Научная, технологическая, ресурсная и результативная составляющая развития инновационного потенциала показывают стабильные тенденции к росту и усилению своих позиций, что обеспечивает основу для перспективного развития инновационной экономики Самарской области. Сегодня среди ресурсных характеристик развития инновационного потенциала проблемным выглядит финансовый блок, который все еще находится в предкризисной зоне. Недостаточный объем затрат на технологические инновации, науку, научные исследования и конструкторские разработки ослабляет базу стратегического развития инновационной экономики Самарской области.

Сложившаяся ситуация требует разработки системы мероприятий, направленных на повышение ресурсной и, в частности, финансовой составляющей инновационного потенциала области. Поэтому одна из приоритетных целей органов государственной власти - улучшение финансирования инновационной и научной деятельности - заключается в активном использовании инструментов государственного воздействия, привлечении частного капитала, формировании мощной ресурсной базы науки. Указанные элементы являются необходимой частью стимулирующего механизма в инновационно-внедренческом кластере.

Рис. 14. Инновационный профиль Самарской области (в динамике за 2000 - 2004 гг.)

Рисунок не приводится.

В Самарской области имеются все предпосылки для активизации инновационной деятельности, выражающиеся в значительном производственном потенциале промышленных организаций, активной работе научных организаций, вузов, конструктивной позиции органов государственной власти Самарской области в сфере формирования региональной инновационной политики.