Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

3. Пространственное развитие Самарской области

Современную территориально-пространственную организацию Самарской области и ее будущее определяет наличие третьей по величине в Российской Федерации Самарско-Тольяттинской агломерации (далее - СТА). В ее состав входят 8 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области, здесь проживает более 80% населения области, сосредоточено более 90% промышленной продукции, инвестиций и товарооборота, более половины валовой продукции сельского хозяйства. На территории СТА сложились мощные научно-технический, проектный и профессиональный образовательный комплексы.

Основные факторы, предопределившие формирование СТА:

- уникальное транспортно-географическое положение на территории Самарской Луки на пересечении путей, ведущих с запада на восток и с севера на юг, вдоль р. Волги. Здесь проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, охватывающие кольцом Самарскую Луку, расположены речные порты с выходом в морские порты Черного и Средиземного моря, Каспия, Дунайского бассейна и Скандинавии, развита инфраструктура воздушного транспорта (международный аэропорт "Курумоч", аэропорт "Смышляевка", аэродромы "Безымянка", "Рождествено" и "Кряж"). Наличие развитой взаимоувязанной транспортной инфраструктуры, слившейся в единые транспортные коридоры транзитного характера с крупными транспортными узлами в городских округах Самара, Сызрань, Тольятти, приумножает коридорно-узловое значение СТА в транспортной сети Самарской области и Российской Федерации;

- сложившаяся агломерационная система расселения, имеющая четко выраженную линейную привязку: все 10 городских округов расположены по железнодорожным магистралям и автодорогам, из них 6 - по побережью р. Волги. На пересечении транспортных структур в центре области по кольцу вокруг Самарской Луки размещены 8 городских округов и около двух десятков поселений городского типа, которые вместе формируют территорию с высокой плотностью селитебной и производственно-складской застройки, значительной интенсивностью межпоселенческих трудовых миграций.

Агломерация является полицентрической. Четко выделяются Самарское "ядро" СТА (городские округа Самара, Кинель, муниципальные районы Волжский, Кинельский, Красноярский) и Тольяттинское "ядро" СТА (городские округа Тольятти, Жигулевск, муниципальный район Ставропольский), центры которых имеют связи практически со всеми муниципальными образованиями области. Самару отличает не только полный охват межмуниципальных связей, но и их насыщенность по видам; внешние связи Самары и Тольятти многократно больше внутренних, что подтверждает их надрегиональный (национальный) масштаб.

Эффект слишком мощной центрированности не позволил сформироваться в полной мере третьему "ядру" СТА - Сызранскому.

На территории Самарского и Тольяттинского "ядер" СТА проживает 68,5% населения области, производится 88,4% промышленной и 30,7% сельскохозяйственной продукции. На их долю приходится 75,2% инвестиций и почти 88% товарооборота. На общем фоне в промышленном плане выделяются Самара и Тольятти - успешно развивающиеся крупные городские округа, имеющие выгодное транспортно-географическое положение, значительный производственный, научный и культурный потенциал, развитую рыночную инфраструктуру, региональные центры вложения капитала, формирующие бюджет региона. Они играют ведущую роль в территориальной организации производительных сил не только области, но и России в целом. Самара - диверсифицированный промышленный центр с развитой сферой услуг, присущей крупному областному центру. Городской округ Тольятти - автомобильная столица России. Значительное место в его экономике принадлежит также химической и нефтехимической промышленности. Городской округ Жигулевск - это, прежде всего, центр электроэнергетики области. Главная отличительная особенность - размещение на территории уникального природно-исторического комплекса Самарская Лука. Городской округ Кинель - ведущий железнодорожный узел России, крупный сельскохозяйственный научно-исследовательский и образовательный центр.

Входящие в состав Самарского и Тольяттинского "ядер" СТА муниципальные районы (Волжский, Красноярский, Кинельский, Ставропольский) имеют диверсифицированную экономику, значительный для сельских территорий промышленный потенциал, развитую бизнес-среду, что обеспечивает их комплексное и устойчивое развитие. Их пригородный характер определил специализацию сельского хозяйства на развитии мясомолочного животноводства и овощеводства.

Дифференциация уровня социально-экономического развития муниципальных образований Самарского и Тольяттинского "ядер" СТА и муниципальных образований, не входящих в них, достаточна велика. Самые низкие социальные индикаторы характерны для периферийных муниципальных районов.

СТА центрирует на себя все внутриобластные и многие межрегиональные связи. Межмуниципальные связи в Самарской области в целом носят выраженный агломерационный характер. Вместе с тем развитие субрегиональных межмуниципальных связей привело к формированию территориальных субрегионов (кластеров) за пределами Самарского и Тольяттинского "ядер" СТА.

По насыщенности связей (после городских округов Самара и Тольятти) выделяются городские округа Сызрань, Новокуйбышевск, Жигулевск и Отрадный. По количеству ориентированных связей извне - Кинель (узловое транспортно-географическое положение) и муниципальный район Сергиевский (рекреационная позиция). По количеству и интенсивности межмуниципальных связей лидируют городские округа Отрадный, Новокуйбышевск, Чапаевск и муниципальные районы Сергиевский, Кошкинский, Большеглушицкий.

Отчетливо сформирован Сызранский субрегион (городские округа Сызрань, Октябрьск, муниципальные районы Сызранский, Шигонский), имеющий выгодное транспортно-географическое положение и специализирующийся на машиностроении, нефтепереработке и химической промышленности (Сызрань). Развитие Сызранско-Октябрьского промузла привело к практическому слиянию двух городов. Это важные транспортные центры, кроме того, Сызранско-Октябрьский железнодорожный узел - один из крупнейших в стране. На территории Самарской области субрегион выполняет роль подцентра СТА, однако, вследствие значительного территориального удаления от Самары и Тольятти, эта система развивается относительно самостоятельно.