Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года

2.2.1.6. Обеспечение доступного образования

Образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики знаний в Самарской области и ключевым ресурсом развития и повышения благосостояния населения. В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., а также Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главные стратегические задачи образовательной политики Самарской области направлены на:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда;

повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.

Задачи образования в Самарской области в свете достижений целей развития тысячелетия предусматривают:

обеспечение доступа к дошкольному образованию детей из малообеспеченных семей и детей, проживающих в сельской местности;

укрепление материальной базы (расширение подключения к сети Интернет; активное внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные программы обучения).

Для повышения качества и доступности образования будут осуществляться:

развитие системы дошкольного образования и разработка комплекса мер по увеличению охвата детей дошкольным образованием путем расширения возможных форм его предоставления;

модернизация общеобразовательной школы, предполагающая ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа будет формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования;

расширение практики создания в школах попечительских, управляющих и иных советов;

введение в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося, направленную на достижение определенной цели, и его самооценку. Будет изменена роль учителя, выполняющего функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Получит дальнейшее развитие система профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий, развитие и расширение доступности дополнительного образования, особенно в сельских районах, упорядочение структуры коррекционного образования, интегрируемого в общеобразовательные школы через создание специальных классов и групп в целях лучшей жизненной адаптации детей, имеющих отклонения в здоровье;

использование механизма единого государственного экзамена как оценки качества и доступности образования;

дальнейшее совершенствование нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений области, направленного на выравнивание условий и расширение доступности качественного образования;

модернизация системы начального и среднего профессионального образования, способной обеспечить потребности экономики региона, развитие и совершенствование среднетехнического профессионального образования, подготовка высококвалифицированных кадров среднего звена, рабочих высокой квалификации, отвечающих требованиям современного этапа научно-технического прогресса;

приведение качества вузовского образования в соответствие с лучшими отечественными и мировыми стандартами, предусматривающими интеграцию науки и образования, переход высших учебных заведений к университетским комплексам, соответствующим статусу национального университета, объединение ресурсов научных институтов, учебных университетов, средних и начальных профессиональных образовательных учреждений на ассоциативной основе в учебно-научный университетский центр мирового уровня, интеграция вузов в процесс развития региональной экономики;

расширение доступа в высшие учебные заведения иностранным студентам и преподавателям;

продолжение реализации приоритетного национального проекта "Образование" по следующим основным направлениям:

стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы;

информатизация образования;

поддержка инициативной и талантливой молодежи;

дополнительное вознаграждение за классное руководство;

поощрение лучших учителей;

поставка школьных автобусов в сельские территории;

оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

К 2010 - 2012 годам будут созданы инновационные образовательные организации, ориентированные на реализацию образовательных программ подготовки кадров для реализации проектов развития Самарской области и новых высокотехнологичных производств; открыт Самарский национальный университет.