Недействующий

Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009 - 2015 годы (с изменениями на 4 декабря 2013 года)

1.  Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно - целевым методом  


Развитие предпринимательства является одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

Малое и среднее предпринимательство несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность региона, на устойчивость экономики региона к циклическим и общемировым кризисам.

Малое предпринимательство имеет ярко выраженный региональный аспект, являясь стратегическим ресурсом развития территории. Самарская область по уровню развития малого предпринимательства является лидером среди регионов Приволжского федерального округа, по отдельным показателям входит в первую пятерку регионов России. В Самарской области насчитывается 64,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства без микропредприятий: 0,3 тыс. средних предприятий, 10,3 тыс. малых предприятий - юридических лиц и 53,7 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 195,6 тыс. человек. Объем оборота малых предприятий по итогам 9 месяцев 2008 года составил 252,0 млрд. рублей.

По количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей (324,6 малых предприятий) Самарская область занимает среди регионов Приволжского федерального округа первое место, среди регионов России десятое.

Несмотря на то что потенциал малого и среднего предпринимательства в Самарской области оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих интенсивное развитие:

отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов среднего предпринимательства на территории Самарской области;

недостаточное развитие нормативной правовой базы муниципальных образований Самарской области в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

отсутствие эффективного взаимодействия малых и средних предприятий с крупными промышленными предприятиями Самарской области, что сдерживает рост конкурентоспособности продукции (работ, услуг) предприятий Самарской области;

наличие диспропорции в развитии предпринимательства на территории Самарской области между развитыми городскими округами и муниципальными образованиями с низкой бюджетной обеспеченностью;

наличие искусственных барьеров для активного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

затрудненный доступ субъектов малого предпринимательства, особенно начинающих, к финансово-кредитным ресурсам, который наиболее остро проявляется в муниципальных районах Самарской области с низкой бюджетной обеспеченностью.

Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на областном уровне определяется необходимостью обеспечения устойчивого развития Самарской области и наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках предыдущих областных целевых программ.

Программно-целевой подход необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решение ключевых проблем, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач, а также осуществлять координацию усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, и контролировать ход реализации поставленных задач. Программно-целевой метод управления обеспечивает максимальную результативность использования ресурсов, привлекаемых на цели развития и поддержки предпринимательства.

Использование программно-целевого метода управления для решения задач развития и государственной поддержки малого и среднего  предпринимательства обеспечивает активное воздействие на всю предпринимательскую среду посредством целевых установок и взаимосвязанного использования различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволит органам государственного управления сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей социально-экономического развития региона.

Программа отвечает стратегическим планам развития предпринимательства, обозначенным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году, разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», мероприятиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».